Биографические данные об. "А. Гадалине" не установлены; под эти именем романс появился в печати на грани XIX-XX веков. Вообще, он более ранний. Текст восходит к стихотворению А. Молчанова, написанного в 1838 году (времена Кавказской войны) на флагмане Черноморского флота "Селистрия" (а потому есть предположение, что Молчанов был морским офицером). Музыку создал в начале 1840-х Николай Девитте. К концу XIX века информация о первоначальных авторах затерялась. Романс подвергся фольклоризации и стал популярной народной песней - ее варианты см. ниже, причем герой гибнет не обязательно на войне - иногда при побеге на каторжном этапе. В популярных ныне вариантах обычно упоминается река Дон ("не для меня Дон разольется..."), но известны и другие версии - "Не для меня Буг разольется" и так далее.
Есть ответный романс – «И для меня придет весна» (музыка Н. Бурмачевского, слова В. Лугаковского). Существуют также переделки времен Первой мировой и Гражданской войны - см. белогвардейскую дальневосточную "Не для меня реки текут".
Из сб. Антология военной песни. Сост. и автор предисл. В. Калугин. М.: Эксмо, 2006:
Этот популярнейший романс имеет множество вариантов, но в основе его - текст поэта А. Молчанова, созданный в 1838 году на Кавказе. В дальнейшем он не утратил своего значения и в других войнах.
В конце XIX и в начале ХХ века этот романс неоднократно издавался с указанием "слова и музыка А. Гадалина" и в обработке Я. Пригожего входил в репертуар выдающейся эстрадной певицы Анастасии Вяльцевой. Как и "Хас-Булат удалой", этот романс не утратил своей актуальности и в других войнах. Вяльцева с наибольшим успехом исполняла его во время Русско-японской войны, когда, организовав на свои средства санитарный поезд, отправилась на Дальневосточный фронт, к раненому мужу. При этом последние строки романса были изменены - вместо "к берегам абхазским" Вяльцева пела: "На фронт германский я умчуся". Подобные изменения происходили и в гражданскую войну, когда "Не для меня придет весна..." стал одним из самых популярных "белогвардейских" романсов.
Е. и В. Уколовы
РОМАНС «НЕ ДЛЯ МЕНЯ» - слова А. Молчанова/Н. Девитте, муз. Н. Девитте
(Е. и В. Уколовы. Серия «Звезда романса». Душа без маски. Изд. Международный фонд гуманитарных инициатив, Москва, 2004)
Этот романс имеет богатую, длинную и теперь уже, можно сказать, более или менее разгаданную историю. Подвергаясь разнообразной фольклоризации, романс дожил до наших дней. Популярным он был и в годы Великой Отечественной войны. Празднуя победу, наши солдаты пели ее так: «И для меня придет весна». Об этом впервые написал краевед из Петропавловска А. Н. Сендецкий. Он же указал на первую его публикацию в журнале «Библиотека для чтения», где под стихами стояла подпись: На корабле Селистрия. 1838 г. А. Молчанов. По предложению Сендецкого, он служил офицером флагманского корабля Черноморского флота, руководимого Павлом Степановичем Нахимовым – будущим легендарным героем Севастополя. Стихотворение появилось в весеннем номере журнала в 1839 году, накануне боевой экспедиции корабля «Селистрия» к берегам Кавказа, о чем говорится и в стихах, в состав песни, правда, не вошедших:
Не для меня придет весна! Я поплыву к брегам Абхазским, Сражусь с народом Закавказским… Там пуля ждет давно меня!
Надо отметить, что в песню, возникшую в начале 1840-х годов, не вошли и три другие строфы стихотворения, отчего она вовсе не проиграла. Дело в том, что эти три строфы как бы дублируются в том журнальном тексте тремя аналогичными, но более яркими, сжатыми и обобщенными. Странным образом, они дружно следуют за тремя предыдущими. Очень скоро стихи эти перекочевали на страницы офицерских дневников и солдатских тетрадей, в дворянские и мещанские альбомы. Песня на эти стихи звучала и в годы Крымской войны, и позднее. В 1877 году она была опубликована как старинная песня московских цыган. Можем уточнить, что это была песня знаменитого хоря яровских цыган, которым в те годы руководил Федор Соколов. Опубликовал песню в своей обработке концертмейстер «Яра» Яков Пригожий. Сведения об авторах песни были к тому времени уже утеряны. Бог знает, где был в это время А. Молчанов, но судьба другого автора издателям, скорее всего, была известна. Его давно уже не было в живых. Его звали Николай Девитте. Простая мелодия, написанная им к этим стихам, оказалась на редкость жизнеспособной и дошла до наших дней, не потеряв ни одной ноты. В текст же песни, наряду с первой, предположительно молчановской строфой, вошли как раз те заключительные строфы, которые так не похожи на молчановские. Возможно, что и они были сочинены тем же Девитте, тесно сотрудничавшим с редактором «Библиотеки для чтения» О. Сенковским. Факты дописки и переделки авторских сочинений в практике самого популярного журнала той поры многочисленны и хорошо известны.
Причастность Девитте к тексту песни обличалась уже тем, что он был автором музыки, с которой она стала популярна. В его пользу говорят и строки из его стихотворений 20-х годов, в которых развивается тот же поэтический мотив, что у Молчанова – «Не для меня». Просеяв всю русскую прессу той поры, нам удалось разыскать в журнале «Новости литературы» строки:
Теперь душа моя увяла, И меркнет неба слабый свет. Не для меня весна цветет! Мне осень ранняя настала.
В рукописном сборнике 1826 года нам встретилась песня «Не для меня весною / В полях цветы цветут…», а в Московском альманахе (1828) стихи, начинающиеся строчкой: «Не для меня она цветет / Не для меня она сияет». В 1830 году они тоже стали романсом. В 1830-е гг. мотив этот встречается еще чаще и в альманахах, и в альбомах, и в сборниках забытых теперь поэтов. Не исключено, что именно из них он и пришел на перо А. Молчанова. Весьма характерно, что других стихов А. Молчанова ни до 1839 годов, ни после найти не удалось. Трудно поверить, что ему могла принадлежать, например, такая строфа подписанного его именем стихотворения:
Не для меня дни бытия Текут алмазными ручьями, И дева с черными очами Цветет, увы, не для меня!
И все же была и у Молчанова находка – первая строка его стихотворения, которой он начнет и последнюю свою строфу: «Не для меня придет весна».
В этой формуле не просто содержится, по меньшей мере, половина песни, она еще и точно попадает в очень глубокую фольклорно-мифологическую традицию. С образом весны с древнейших пор связаны все надежды на обновление жизни к лучшему, на счастье в жизни, на урожай и богатство. В русском богословии Весна еще и символ Евангелия и духовного спасения.
Аналогичные мотивы «Не для меня» встречаем и в песнях о чужой стороне, и в песнях о тюрьме и ссылке, и в городских песня о покинутой для заработка деревне. Вся народная жизнь полна таких ситуаций, где остается сказать себе «не для меня», да к этому и привыкнуть.
Против воды, матушка, Суденышко не плывет, Против ветра буйного Белый парус не стоит!
С середины 19-го века русского народное сознание все более чутко прислушивается к индивидуальным жалобам, вдумывается и вживается в индивидуальную судьбу. Тогда-то и романсы начинают сближаться с народными песнями, а некоторые просто и уверенно входят в народный репертуар. К их числу, как показала история, принадлежит и романс «Не для меня придет весна».
Цитри́н — минерал, полудрагоценный камень, разновидность горного хрусталя. Название произошло от лат. citrus — лимонно-жёлтый. Окраска от светло-лимонной до янтарно-медовой. Прозрачный.
Я так понимаю, что это желтизна осин. Видимо имеется в виду осень, когда у деревьев желтая листва.
Творчество - это лицедейство, это даже ребенку ясно, попросите ребенка спеть о войне и он горько прегорько запоет, а ведь, по сути, он о том и знать ничего не знает.
Отправлено: 08.06.09 13:45. Заголовок: Доброго всем здоровь..
Доброго всем здоровья! Мне понравилось как исполняют песню "Меж крутых бережков" дуэт О.Погудин и Е.Дятлов. В народе она поётся несколько иначе, куплет начинается с повторения двух последних строк предыдущего куплета, и так до конца. Такой приём придаёт песне особую красоту. Тескт тоже немного другой:
Меж крутых бережков Волга речка течёт, А по ней, по волнам Лёгка плывет.
В ней сидел молодец, Шапка с кистью на нём, Он с верёвкой в руках Волны резал веслом.
Он ко бережку плыл, Лодку вмиг привязал, Сам на берег взошёл, Соловьём засвистал.
А на бережке том Высок терем стоял, Там красотка жила, Он её вызывал.
Дожидалась она Молодца у окна, Принимала его По верёвке умно.
Полюбился красе Удалец молодой, А супруг её был Воевода лихой.
Службу верную нёс Воевода царю, Молодую жену Оставлял он одну.
И гостил молодец у красавицы той, Утром, ранней зарёй Возвращался домой.
Вот и сталось, они Вместе в лодку сошли, И. на быстрой волне, Понеслись по реке.
Возвратившись, искал Воевода жену. Отыскал он её У злодея в плену.
Не хотел уступать Воевода врагу, Долго бились они На крутом берегу.
Вот последний удар Их судьбу порешил, И конец их вражде Навсегда положил.
Волга в волны свои Молодца приняла, По реке, по волнам Шапка с кистью плыла.
Отправлено: 10.06.09 21:53. Заголовок: Всем привет! Евгений..
Всем привет! Евгений по телевидению показвали по моему Славянский базар( а может и нет,не помню точно) вы там пели НЕ для меня без акомпонимента ,это было что то с казачьим наречем таким есть такой вариант ??
Отправлено: 12.06.09 20:56. Заголовок: Lord new пишет: а и..
Lord new пишет:
цитата:
а иметется эта песня в студийной записи,что бы услышать весь бархат голоса??
Lord new , честно говоря, именно в ЭТОЙ песне я не чувствую бархата голоса Евгения Дятлова. Скорее тут можно почувствовать твердость духа и мощь голоса Евгения Дятлова! Но это, как говорится, у каждого свои ощущения...
Очень жалко, что ссылки в интернете такие недолговечные, а времени все просматривать катастрофически не хватает. Тем более летом, в дачный сезон...
Как только появится такая возможность, постараюсь обновить ссылки на исполнение любимых песен.
Очень жалко, что ссылки в интернете такие недолговечные, а времени все просматривать катастрофически не хватает. Тем более летом, в дачный сезон...
Я думаю, что искать ссылки на студийную запись этой песни не стоит. Ведь таких записей, кроме как на дисках "Портрет " и " Ноченька", нет в природе. И на этих дисках этой песни нет.
Отправлено: 12.06.09 21:09. Заголовок: zina36 , о студийной..
zina36 , о студийной записи речь не идет, ее нет. А вот почему перестают работать ссылки на песни в исполнении Евгения Дятлова, выложенные в интернете из других источников, мне не понятно. Или у всех записей имеется какой-то ограниченный срок действия?
Отправлено: 13.06.09 20:50. Заголовок: Marina пишет: Lord ..
Marina пишет:
цитата:
Lord new , честно говоря, именно в ЭТОЙ песне я не чувствую бархата голоса Евгения Дятлова. Скорее тут можно почувствовать твердость духа и мощь голоса Евгения Дятлова! Но это, как говорится, у каждого свои ощущения...
А бархата и не услышите в той записи на которую вы мне ссылку кинули- ведь это отвратительное качество,а если бы она была записана в студии,то детализвция,бархат,теплота,динамика голоса была бы совсем другой,но это уже зависти от звукарежиссера и от оборудования )) Говорю об этом ,потому что сам звукарез)) работаю в небольшой студии ))
Отправлено: 13.06.09 22:32. Заголовок: Lord new , Вы, как я..
Lord new , Вы, как я понимаю, хотели бы побольше студийных записей Евгения Дятлова? К сожалению он пока не планирует выпускать диски со своими концертами, кроме студийно записанных "Портрет" и "Ноченька". Хотя его об этом давно просят!
Остается только ходить на концерты, где можно почувствовать всю красоту его голоса в полной мере!
Но я и концертные записи слушаю с большим удовольствием, особенно если это новые песни!
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 564
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет