Биографические данные об. "А. Гадалине" не установлены; под эти именем романс появился в печати на грани XIX-XX веков. Вообще, он более ранний. Текст восходит к стихотворению А. Молчанова, написанного в 1838 году (времена Кавказской войны) на флагмане Черноморского флота "Селистрия" (а потому есть предположение, что Молчанов был морским офицером). Музыку создал в начале 1840-х Николай Девитте. К концу XIX века информация о первоначальных авторах затерялась. Романс подвергся фольклоризации и стал популярной народной песней - ее варианты см. ниже, причем герой гибнет не обязательно на войне - иногда при побеге на каторжном этапе. В популярных ныне вариантах обычно упоминается река Дон ("не для меня Дон разольется..."), но известны и другие версии - "Не для меня Буг разольется" и так далее.
Есть ответный романс – «И для меня придет весна» (музыка Н. Бурмачевского, слова В. Лугаковского). Существуют также переделки времен Первой мировой и Гражданской войны - см. белогвардейскую дальневосточную "Не для меня реки текут".
Из сб. Антология военной песни. Сост. и автор предисл. В. Калугин. М.: Эксмо, 2006:
Этот популярнейший романс имеет множество вариантов, но в основе его - текст поэта А. Молчанова, созданный в 1838 году на Кавказе. В дальнейшем он не утратил своего значения и в других войнах.
В конце XIX и в начале ХХ века этот романс неоднократно издавался с указанием "слова и музыка А. Гадалина" и в обработке Я. Пригожего входил в репертуар выдающейся эстрадной певицы Анастасии Вяльцевой. Как и "Хас-Булат удалой", этот романс не утратил своей актуальности и в других войнах. Вяльцева с наибольшим успехом исполняла его во время Русско-японской войны, когда, организовав на свои средства санитарный поезд, отправилась на Дальневосточный фронт, к раненому мужу. При этом последние строки романса были изменены - вместо "к берегам абхазским" Вяльцева пела: "На фронт германский я умчуся". Подобные изменения происходили и в гражданскую войну, когда "Не для меня придет весна..." стал одним из самых популярных "белогвардейских" романсов.
Е. и В. Уколовы
РОМАНС «НЕ ДЛЯ МЕНЯ» - слова А. Молчанова/Н. Девитте, муз. Н. Девитте
(Е. и В. Уколовы. Серия «Звезда романса». Душа без маски. Изд. Международный фонд гуманитарных инициатив, Москва, 2004)
Этот романс имеет богатую, длинную и теперь уже, можно сказать, более или менее разгаданную историю. Подвергаясь разнообразной фольклоризации, романс дожил до наших дней. Популярным он был и в годы Великой Отечественной войны. Празднуя победу, наши солдаты пели ее так: «И для меня придет весна». Об этом впервые написал краевед из Петропавловска А. Н. Сендецкий. Он же указал на первую его публикацию в журнале «Библиотека для чтения», где под стихами стояла подпись: На корабле Селистрия. 1838 г. А. Молчанов. По предложению Сендецкого, он служил офицером флагманского корабля Черноморского флота, руководимого Павлом Степановичем Нахимовым – будущим легендарным героем Севастополя. Стихотворение появилось в весеннем номере журнала в 1839 году, накануне боевой экспедиции корабля «Селистрия» к берегам Кавказа, о чем говорится и в стихах, в состав песни, правда, не вошедших:
Не для меня придет весна! Я поплыву к брегам Абхазским, Сражусь с народом Закавказским… Там пуля ждет давно меня!
Надо отметить, что в песню, возникшую в начале 1840-х годов, не вошли и три другие строфы стихотворения, отчего она вовсе не проиграла. Дело в том, что эти три строфы как бы дублируются в том журнальном тексте тремя аналогичными, но более яркими, сжатыми и обобщенными. Странным образом, они дружно следуют за тремя предыдущими. Очень скоро стихи эти перекочевали на страницы офицерских дневников и солдатских тетрадей, в дворянские и мещанские альбомы. Песня на эти стихи звучала и в годы Крымской войны, и позднее. В 1877 году она была опубликована как старинная песня московских цыган. Можем уточнить, что это была песня знаменитого хоря яровских цыган, которым в те годы руководил Федор Соколов. Опубликовал песню в своей обработке концертмейстер «Яра» Яков Пригожий. Сведения об авторах песни были к тому времени уже утеряны. Бог знает, где был в это время А. Молчанов, но судьба другого автора издателям, скорее всего, была известна. Его давно уже не было в живых. Его звали Николай Девитте. Простая мелодия, написанная им к этим стихам, оказалась на редкость жизнеспособной и дошла до наших дней, не потеряв ни одной ноты. В текст же песни, наряду с первой, предположительно молчановской строфой, вошли как раз те заключительные строфы, которые так не похожи на молчановские. Возможно, что и они были сочинены тем же Девитте, тесно сотрудничавшим с редактором «Библиотеки для чтения» О. Сенковским. Факты дописки и переделки авторских сочинений в практике самого популярного журнала той поры многочисленны и хорошо известны.
Причастность Девитте к тексту песни обличалась уже тем, что он был автором музыки, с которой она стала популярна. В его пользу говорят и строки из его стихотворений 20-х годов, в которых развивается тот же поэтический мотив, что у Молчанова – «Не для меня». Просеяв всю русскую прессу той поры, нам удалось разыскать в журнале «Новости литературы» строки:
Теперь душа моя увяла, И меркнет неба слабый свет. Не для меня весна цветет! Мне осень ранняя настала.
В рукописном сборнике 1826 года нам встретилась песня «Не для меня весною / В полях цветы цветут…», а в Московском альманахе (1828) стихи, начинающиеся строчкой: «Не для меня она цветет / Не для меня она сияет». В 1830 году они тоже стали романсом. В 1830-е гг. мотив этот встречается еще чаще и в альманахах, и в альбомах, и в сборниках забытых теперь поэтов. Не исключено, что именно из них он и пришел на перо А. Молчанова. Весьма характерно, что других стихов А. Молчанова ни до 1839 годов, ни после найти не удалось. Трудно поверить, что ему могла принадлежать, например, такая строфа подписанного его именем стихотворения:
Не для меня дни бытия Текут алмазными ручьями, И дева с черными очами Цветет, увы, не для меня!
И все же была и у Молчанова находка – первая строка его стихотворения, которой он начнет и последнюю свою строфу: «Не для меня придет весна».
В этой формуле не просто содержится, по меньшей мере, половина песни, она еще и точно попадает в очень глубокую фольклорно-мифологическую традицию. С образом весны с древнейших пор связаны все надежды на обновление жизни к лучшему, на счастье в жизни, на урожай и богатство. В русском богословии Весна еще и символ Евангелия и духовного спасения.
Аналогичные мотивы «Не для меня» встречаем и в песнях о чужой стороне, и в песнях о тюрьме и ссылке, и в городских песня о покинутой для заработка деревне. Вся народная жизнь полна таких ситуаций, где остается сказать себе «не для меня», да к этому и привыкнуть.
Против воды, матушка, Суденышко не плывет, Против ветра буйного Белый парус не стоит!
С середины 19-го века русского народное сознание все более чутко прислушивается к индивидуальным жалобам, вдумывается и вживается в индивидуальную судьбу. Тогда-то и романсы начинают сближаться с народными песнями, а некоторые просто и уверенно входят в народный репертуар. К их числу, как показала история, принадлежит и романс «Не для меня придет весна».
Отправлено: 22.04.08 22:25. Заголовок: Может быть, немного ..
Может быть, немного не в тему. Но мне, кажется, что ЕВД каждый раз исполняет эту песню по разному. Постепенно казачья звучит все мощнее и мощнее. Это здорово, раскрывается вся красота голоса. Но мне больше нравится, как Евгений пел эту песню раньше (более грустный вариант). И вот я каждый раз слушаю и думаю: "Опять по-другому". Но в душе хочется, чтобы круг замкнулся. Ну, или появился новый виток спирали.
Отправлено: 13.06.08 23:15. Заголовок: Len Andana , а мы не..
Len Andana , а мы неделю назад слушали в исполнении казачьего ансамбля "Атаман", тоже очень здорово поют!
Евгений поет немного по-другому, не так грустно как они, а как воин, который готов сражаться и умереть за свою правду! Какая-то более активная позиция и боевой дух в его исполнении!
Отправлено: 12.10.08 21:52. Заголовок: Marina, я никому не ..
Marina пишет:
цитата:
Евгений поет немного по-другому, не так грустно как они, а как воин, который готов сражаться и умереть за свою правду! Какая-то более активная позиция и боевой дух в его исполнении!
Marina, я никому не навязываю своего мнения, и всё-таки считаю, что эту песню правильнее исполнять грустно, а боевой дух это для маршей или когда солдаты идут строем в столовую и поют. И так понятно, что воин готов сражаться и умереть за свою правду. Но вот только в словах "не для меня" есть какая то безысходность.
Отправлено: 12.10.08 23:19. Заголовок: Irina A пишет: Mari..
Irina A пишет:
цитата:
Marina, я никому не навязываю своего мнения, и всё-таки считаю, что эту песню правильнее исполнять грустно, а боевой дух это для маршей или когда солдаты идут строем в столовую и поют. И так понятно, что воин готов сражаться и умереть за свою правду. Но вот только в словах "не для меня" есть какая то безысходность.
Ира, я согласна с тобой! Именно поэтому мне нравится исполнение этой песни в "Пяти вечерах" Молодежного театра. Ты этот спектакль видела? Вот от того исполнения у меня действительно щемит сердце, а к Дятловскому залихватскому привыкнуть не могу.
Отправлено: 13.10.08 23:29. Заголовок: Len Andana пишет: А..
Len Andana пишет:
цитата:
А когда Евгений ее пел грустно?
А, по-моему, куплет: "А для меня кусок свинца, Он в тело белое вопьётся, Слеза горючая прольётся. " Евгений поет приглушенно , с горестным ощущением неминуемой гибели, а последнюю фразу - "Такая жизнь, брат, ждет меня!" действительно с несколько неожиданным подъемом вместо предполагаемой тоски и печали. Но, может быть, это идет от казачьей удали, присущей этому боевому племени, в котором дети учатся держаться в седле раньше, чем начинают ходить. Для них смерть в бою, за свою землю, за свой народ - достойное завершение жизненного пути, почетна и естественна.
Отправлено: 14.10.08 07:38. Заголовок: Svoboda , я совершен..
Svoboda , я совершенно согласна с вашей трактовкой этой песни. Вы нашли точные слова. Единственное, что я бы добавила, вся песня идет на кураже, казак не пасует перед очевидным осознанием своего жизненного пути, и в последнем куплете после минутной тоски этот кураж снова выходит на первый план. Лена воспринимает это исполнение как залихватское. Мне кажется, что такое восприятие несколько прямолинейное что ли. Но каждому слышится свое.
Отправлено: 14.10.08 12:05. Заголовок: zina36 пишет: Но ка..
zina36 пишет:
цитата:
Но каждому слышится свое.
Верно, и не может всем слышаться все одинаково - мы все разные, ассоциации, связанные с той или иной песней, у всех могут быть свои.
Svoboda пишет:
цитата:
А, по-моему, куплет: "А для меня кусок свинца, Он в тело белое вопьётся, Слеза горючая прольётся. " Евгений поет приглушенно , с горестным ощущением неминуемой гибели, а последнюю фразу - "Такая жизнь, брат, ждет меня!" действительно с несколько неожиданным подъемом вместо предполагаемой тоски и печали.
zina36 пишет:
цитата:
Единственное, что я бы добавила, вся песня идет на кураже, казак не пасует перед очевидным осознанием своего жизненного пути, и в последнем куплете после минутной тоски этот кураж снова выходит на первый план.
Наверное, оттого, что я сама не была бы способна на подобный кураж в такую минуту, мне не сблизиться с этой песней. Слишком отличается мое "прочтение" от Дятловского (а наиболее близки как раз те, где чувстсва героев совпадают с моими или которыми мне невозможно не проникнуться).
Отправлено: 14.10.08 13:45. Заголовок: Len Andana пишет: С..
Len Andana пишет:
цитата:
Слишком отличается мое "прочтение" от Дятловского (а наиболее близки как раз те, где чувстсва героев совпадают с моими или которыми мне невозможно не проникнуться).
]Len Andana , я очень понимаю вашу позицию. Она естественна и для каждого индивидуальна. Евгений очень верно заметил как-то, что музыка, в частности пение, воспринимается на уровне тонких вибраций.
Отправлено: 19.10.08 12:15. Заголовок: Ира, я согласна с то..
Len Andana пишет:
цитата:
Ира, я согласна с тобой! Именно поэтому мне нравится исполнение этой песни в "Пяти вечерах" Молодежного театра. Ты этот спектакль видела? Вот от того исполнения у меня действительно щемит сердце, а к Дятловскому залихватскому привыкнуть не могу.
А когда Евгений ее пел грустно?
Лена! Я впервые услышала эту песню в "Пяти вечерах", вернее маленький кусочек (только первые строчки). И так это взяло за душу. А потом Евгений исполнил "Казачью" в одном из своих концертов. Счастью не было предела. И пел он не так, как сейчас. Не так победоносно что ли. Потом он поменял стиль. Но, к сожалению, когда приходит бравада уходит душевность.
Отправлено: 19.10.08 14:12. Заголовок: Irina A пишет: Лена..
Irina A пишет:
цитата:
Лена! Я впервые услышала эту песню в "Пяти вечерах", вернее маленький кусочек (только первые строчки). И так это взяло за душу.
Видно, исполнение в спектакле "Пять вечеров" дает какой-то определенный настрой, и если в дальнейшем он не совпадает - новое исполнение не приживается.
Отправлено: 19.10.08 18:28. Заголовок: Irina A пишет: Но, ..
Irina A пишет:
цитата:
Но, к сожалению, когда приходит бравада уходит душевность.
Девушки, действительно, каждый слышит свое! Я никогда не слышала в исполнении Евгения Дятлова "бравады"!
Желание не сдаваться - да, мужество принять неминуемую смерть - да, понимание того, что этой прекрасной жизни, о которой он поет, больше не будет, а что будет дальше неизвестно - вот это я слышу в этой песне!
А мне так совсем не близко исполнение безысходное, полное отчаяния и покорности перед неминуемой смертью. Поет-то сильный и смелый мужчина, почему он должен заранее смириться? Он будет биться до последнего и поэтому в его словах есть сила и мощь, а не уныние и слезы!
Кстати, если вспомнить прекрасный казачий ансамбль "Атаман", то я бы не сказала, что они поют свои песни уныло и протяжно! Даже казачки, не говоря уже о казаках, поют о врагах с ненавистью и стойким желанием бороться изо всех сил! И эта энергетика захватывает, чувствуется в них сплоченная сила, которая за свою Родину будет сражаться до последней капли крови!
Так что я на стороне тех, кто считает, что казачью песню "Не для меня!" Евгений поет так, как пели бы ее сами казаки!
А исполнение Леонида Осокина я, к сожалению, не слышала...
Отправлено: 19.10.08 18:40. Заголовок: Marina пишет: мне ..
Marina пишет:
цитата:
мне так совсем не близко исполнение безысходное, полное отчаяния и покорности перед неминуемой смертью. Поет-то сильный и смелый мужчина, почему он должен заранее смириться? Он будет биться до последнего и поэтому в его словах есть сила и мощь, а не уныние и слезы!
Отправлено: 20.10.08 09:25. Заголовок: Мне кажется не совсе..
Мне кажется не совсем правильным сравнивать звучание песни в фильме и в концертном исполнении. В первом случае, настрой, трактовку диктует режиссер, как правило. А во втором- свободная интерпретация самого исполнителя. В нашем случае песня попала к талатливейшему музыканту и певцу, с необыкновенным голосом, способным выразить любые оттенки душевного состояния. Мне представляется, что ТАК песня могла быть спета совсем необязательно перед концом, а, к примеру, в разговоре с другом как яркое осознание своей судьбы. Человек мужественный, твердый, мне кажется, и не мог бы спеть ее тоскливо, грустно. Конечно, каждый волен "примерить" ситуацию на себя. От этой точки отсчета и идет личное восприятие. "Могу я так или нет?" Как по мне, то я тоже не могла бы смотреть в глаза судьбе с такой силой и куражом, но интерпетация ЕВД мне понятна и за душу цепляет. Сравните исполнение этой песни и "Черный ворон". Вот где "до смерти четыре шага." А человек не сдается да еще и думает о самых близких и любимых. И только в самый последний момент обессиленно смиряется. Евгений потрясающе передает в пении все эти переживания. В этой связке песен как бы мне хотелось, чтобы он спел "Степь да степь кругом". Мне кажется, что это был бы еще один гимн мужеству и стойкости русского характера.
Отправлено: 20.10.08 18:00. Заголовок: zina36 пишет: Мне к..
zina36 пишет:
цитата:
Мне кажется не совсем правильным правильным сравнивать звучание песни в фильме и в концертном исполнении.
Вообще-то, речь идет о спектакле Молодежного театра на Фонтанке "Пять вечеров". В фильме Любшин поет как раз "Губы окаянные", а не эту песню. zina36 пишет:
цитата:
Человек мужественный, твердый, мне кажется, и не мог бы спеть ее тоскливо, грустно. Конечно, каждый волен "примерить" ситуацию на себя. От этой точки отсчета и идет личное восприятие. "Могу я так или нет?" Как по мне, то я тоже не могла бы смотреть в глаза судьбе с такой силой и куражом, но интерпетация ЕВД мне понятна и за душу цепляет.
Я тоже по-другому чувствовала бы себя в такой ситуации, но именно поэтому мне очень импонирует исполнение Евгения, восхищаюсь таким мужественным и уверенным в себе человеком! zina36 пишет:
цитата:
как бы мне хотелось, чтобы он спел "Степь да степь кругом".
А если попробовать написать об этом в записке на концерте? Евгений иногда включает новые песни в свой репертуар по просьбам зрителей!
Отправлено: 20.10.08 18:20. Заголовок: Marina , я поняла, ч..
Marina , я поняла, что название меня сбило, но ведь режиссер спектакля имеет право решающего голоса и артист тоже "не попрет" против его указаний. А на концерте артист сам хозяин и поет, как чувствует сам. "Каждый пишет, как он слышит". Что касается записки, то это хорошая мысль. Можно попробовать.
Кстати, если вспомнить прекрасный казачий ансамбль "Атаман", то я бы не сказала, что они поют свои песни уныло и протяжно!
Руководитель ансамбля сказал, объясняя такое исполнение, что "казаки не поют свои песни, а играют!" Уныние и стенания абсолютно не свойственны этому сильному духом народу. Да, они - воины, защитники царя и Отечества, они, не дрогнув, идут навстречу врагу, понимая, что немногие из них умрут от старости, окруженные родными.
Очень хорошо прочувствовал душу казака Александр Яковлевич Розенбаум. Вспомним его песню:
КАЗАЧЬЯ
Под зарю вечернюю солнце к речке клонит, Все, что было - не было, знали наперед. Только пуля казака во степи догонит, Только пуля казака с коня собьет.
Из сосны, березы ли, саван мой соструган. Не к добру закатная эта тишина. Только шашка казаку во степи подруга, Только шашка казаку в степи жена.
На Ивана холод ждем, в Святки лето снится, Зной "махнем" не глядя мы на пургу-метель. Только бурка казаку во степи станица, Только бурка казаку в степи постель.
Отложи косу свою, бабка, на немного, Допоем чего уж там, было б далеко. Только песня казаку во степи подмога, Только с песней казаку помирать легко.
По-моему, лучше не скажешь. Это - не бравада, не залихватское пение, а осознание того, что у казаков своя судьба, нет смысла роптать и плакать, надо честно идти по выбранному пути до геройского конца.
А вот для русских народных песен как раз привычно и естественно печально-философское отношение к смерти на ратном поле.
Черный ворон Черный ворон, что ты вьешься над моею головой, Ты добычи не дождешься, черный ворон, я- не твой. Ты добычи не дождешься, черный ворон, я не твой.
Что ж ты когти распускаешь Над моею головой? Иль добычу себе чаешь, черный ворон, я - не твой. Полети в мою сторонку, скажи маменьке моей, Ты скажи моей любезной, что за Родину я пал.
Отнеси платок кровавый к милой к любушке моей. Ей скажи: она свободна, я женился да на другой. Калена стрела венчала нас средь битвы роковой Вижу смерть моя приходит, черный ворон, весь я твой. Вижу смерть моя приходит, черный ворон, весь я твой
Здесь и тоска по родной матушке, и горечь осознания невозможности счастья с любимой, и нежелание мирится с несправедливо ранней кончиной.
Здесь и тоска по родной матушке, и горечь осознание невозможности счастья с любимой, и нежелание мирится с несправедливо ранней кончиной.
Svoboda , да, все так, если просто прочесть стихи. Но Евгений по-своему подает песню, до последней секунды не покоряясь неизбежному. Только в самом конце, на последнем дыхании, тихо:"Черный ворон, весь я твой". Душа замирает от скорби.
Отправлено: 22.10.08 22:47. Заголовок: zina36 пишет: Но Ев..
zina36 пишет:
цитата:
Но Евгений по-своему подает песню, до последней секунды не покоряясь неизбежному.
Да, и эту песню Евгений Дятлов поет не уныло, не обреченно, а так, что до последнего куплета чувствуется несломленность его героя, желание бороться за свою жизнь!
И только в последней строчке он признает, что смерть неизбежна и сдается черному ворону, который давно уже кружит над ним.
Видимо, Евгению самому близка такая жизненная позиция, когда человек до последнего не опускает руки, а борется с невзгодами всеми возможными средствами!
Отправлено: 14.11.08 23:09. Заголовок: Здесь можно послушат..
Здесь можно послушать и скачать казачью песню "Не для меня" в исполнении ансамбля "Казачий Круг", солист Владимир Скунцев!
Список треков: 01. Дон Иванович 02. Ой, да раз малым мало спалось 03. Чёрный ворон 04. По горам карпатским 05. Любо, братцы, любо 06. Полно вам, снежочки 07. У молодца голова болит 08. Посидите, гостюшки, побеседуйте 09. Ой, да не вечер 10. Не для меня придёт весна 11. Пролягала шлях-дорожка 12. Зародилась сильна ягодка 13. Поезд уходит далёко 14. На речке Камышинке
Marina , оригинальное исполнение прекрасной песни. Сами казаки поют родную песню. Но мне как- то ближе исполнение Евгения. Столько экспрессии, силы духа, молодости, которая еще не очень хлебнула сама житейских и военных тягот и знает все только теоретически. Толкований его исполнения может быть много. Но вот после казачьего круга мне пришло в голову это. В их исполнении звучит взрослое представление о судьбе и голоса не такие чистые и безграничные уже.
Как-то поутру раздается телефонный звонок из села:
- Алексей, а ты знаешь старую песню... Еще ребенком, лет 60 назад, я слышал ее в родной деревушке, но кроме одной фразы - "Вино по стопочкам польется, оно течет не для меня" - ничего память не сохранила...
- Слышал и я эту песню, - подтвердил я, - но мне запомнился только один куплет, - и я поделился с ним этим куплетом.
А земляк мой не унимался:
- Ты же в городе живешь. Там и библиотеки, и архивы разные. Может, даже в своих запасах отыщешь...
- Ладно, поищу твою любимую, - пообещал я.
Много дней потратил я на поиски в разных песенных сборниках этой песни и не нашел.
В один из вечеров идет радиопередача "Родники народные", которую вел Константин Михайлович Скопцов - сам бывший деревенский парень-гармонист и песенник.
Передача возвратила меня в детские годы и юность. Тот же быт, почти схожие персонажи с подобными же поступками, своими плюсами и минусами. И мою деревню в то же время основали белорусы, следовательно, те же и песни... Константин Михайлович старше меня почти на десять лет, он-то не может не знать этой песни, тем более что он всю жизнь посвятил народной песенной культуре. "Не позвонить ли ему?" - подумалось мне. И я позвонил.
- У нас пели эту песню, - согласился Константин Михайлович и добавил к известным мне строчкам еще пару. - Она где-то есть у меня, поищу. Позвоните попозже.
И ведь нашел! И продиктовал мне по телефону слова этой песни, которая стала для меня новогодним подарком...
Не для меня придет весна,
Не для меня Дон разольется,
И песня звонкая польется
С восторгом чувств - не для меня.
Не для меня бегут ручьи,
Звеня алмазными струями,
И дева с черными бровями -
Она растет не для меня.
Не для меня праздник придет,
За стол родня вся соберется,
Вино по стопочкам польется -
Такая жизнь не для меня.
А для меня - свинца кусочек,
Он в тело белое воткнется,
И кровь горячая прольется,
Такая жизнь, брат, ждет меня.
Вот такая печальная песня... Верю, что она понравится и многим другим жителям нашего края. Пойте, люди, на здоровье. Пейте из чистого родника народной песни. А вам, Константин Михайлович, большое спасибо. Здоровья и счастья желает вам уважающий вас Алексей АВДЕЕВ, Красноярск.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 90
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет