Это не Московский, а Ярославский театр, но он не хуже столичных театров.
Спектакль просто потрясающий!
Отзыв из Интернета:
О спектакле «Катерина Ивановна» по пьесе Леонида Андреева ссылка В ревности больше себялюбия, чем любви.
Ларошфуко
Ревнивцы вечно смотрят в подзорную трубу,
которая вещи малые превращает в большие, карликов — в гигантов, догадки — в истину.
Сервантес
Вот и свершилось – я видела эту знаменитую, эту провокационную и даже немножко скандальную постановку по пьесе Л. Андреева на сцене Волковского театра.
Спектакль «Катерина Ивановна» возили в Москву, где он имел успех, поразил всех и завоевал «Золотую Маску».
Предвидя основной вопрос… Да, она там на самом деле обнаженная. Да, совсем. Нет, руками не прикрывается.
Волковский вообще, на мой взгляд, делает ставку на натуру, там во многих спектаклях (в «Кармен», в «Зойкиной квартире») героини полуголые, а здесь даже без «полу-».
Думаю, глядя на современный театр, Шекспир вертелся бы в гробу как кура-гриль, однако… Как ни странно, мне в целом понравилось. По крайней мере, это было намного приятнее Московского спектакля по Декамерону Джованни Боккаччо, на котором мы были этой зимой. Вот там очам представал сущий кошмар, хотя все были одеты. Особенно забавно было после читать рецензии критиков. Цитирую: «Актеры интеллигентно балансируют на тонкой грани между изысканной эротикой и пошлостью».
Я чуть со стула не упала от такой рецензии. Да они за эту грань с грохотом свалились с первых же минут!
Возвращаясь к «Катерине Ивановне»… Это произведение о ревности. Спектакль начинается с… выстрела. Муж трижды стреляет в жену из пистолета, обвиняя в измене, которой не было. И жена, не перенеся оскорбления, начинает мстить. Она изменяет мужу с Шильдиковым, именно с тем человеком, в связи с которым подозревал ее муж. Изменяет не то что не любя Шильдикова, а презирая его. И дальше начинает сама втаптывать себя в грязь, катится по наклонной – «она, точно чуму, пьет все пороки времени». Знакомый художник, тоже вошедший в число ее любовников, хочет писать с нее Саломею, ибо видит этот образ в Катерине. Он прямо спрашивает ее: «Что ты делаешь? Что с собой творишь?..» Её образ, кстати, очень похож на образ Настасьи Филиповны из «Идиота»… Такой же, «на надрыве».
Банальная ситуация: муж героини Георгий Стиблев – член Государственной Думы, он ужасно занят, ему не до жены, которая мучается от своей невостребованности, ее кипящая женственность, его беспочвенные подозрения и ревность, вылившаяся в трагедию. В финале, когда Георгий надевает Кате чулочки… Мне было больно смотреть на это, честно. Вот такая бывает любовь-страсть, сопровождающаяся ревностью. Вы все еще её хотите?..
Ревность… Это чувство кажется мне бессмысленным. Это просто не рационально и неестественно. Как сказал тот же Шекспир, «Ревность – чудовище, само себя и зачинающее, и рождающее».
Не понимаю людей, которые копаются в чужих мобильниках, подбирают пароли к чужому Контакту и читают личную переписку, лезут в почту, нюхают рубашки на предмет чужих духов, ищут следы от помады, лазают по карманам… Кошмар! Люди же сами себя унижают этим. Если ревнуете, просто задайте себе вопрос – моя жена порядочная женщина, или… не очень?
Если порядочная – значит априори не изменяет, и нет смысла изводить себя и близкого человека беспочвенными подозрениями. Если не очень… Зачем Вы с ней живете? Не изменяла сейчас – изменит в другой раз, как только подвернется возможность, ведь это есть в ее натуре. Душа всегда приводит за собой тело. Так что либо примите человека таким, как есть, либо найдите себе кого-то верного по своей природе. Если человек хочет изменять – он будет изменять, как его не паси, как ни контролируй, как часто не звони на мобильный с вопросом «Ты где?». Найдет и время, и возможность. Да хоть в обеденный перерыв с секретаршей, на рабочем столе. И если даже второй супруг «застукает» неверного на месте преступления… Мне кажется, жалко будет выглядеть как раз застукавший, а не застуканный.
В целом, спектакль заставляет задуматься о вечных вопросах: какой должна быть семья? Что ищет женщина в любви?
Я согласна с одним афоризмом – в любви никогда не полагайся на прошные заслуги, а каждый день начинай все сначала.
И все же… Больше всего в этом спектакле меня, конечно, поразила смелость актрисы, решившейся играть обнаженной перед сотнями живых зрителей. Правда, она играла натурщицу и любовницу художника, позирующую ему для картины, но все же, все же… Я человек очень стеснительный, я никогда бы не решилась ни на что подобное. Мне кажется, это… Не знаю, как правильно выразить свою мысль… Это лишнее.
Все же, мне кажется, между людьми важна дистанция. И люди должны охранять свои границы с этим миром. А Вы как считаете?.. Есть ли кто смелый? Если да – ответьте на вопрос голосования.
Дата:12.06.2011 |