|
| |
Сообщение: 1362
Откуда: Россия, Санкт Петербург
|
|
Отправлено: 06.04.09 15:55. Заголовок: Авторская песня. Участие в фестивале авторской песни 11.04.14
Устарела ли аббревиатура КСП? Pol Stakanoff (Виктор Столяров) * * * Мне был задан вопрос - устарела ли аббревиатура КСП? Чтобы разобраться в этом, на многие вещи придеться взглянуть трезво и рассуждать о них честно. Вот, например, к чему эти экивоки на античность и многовековые традиции авторской песни? Во первых, кто докажет, что Гомер что-то пел и сочинял? Пленок-то не сохранилось! А какой-нибудь академик, вроде Фоменко, без труда докажет, что Гомер это никто иной как Джамбул или Кировобад, и не автор Одисеи, а изобретатель тройного одеколона. Во вторых, не надо забывать о русских корнях авторской песни, о том, что она существует только в рамках русского языка и русской культуры. Потому как авторская песня на идиш - это фрейлихс, на хибру - клейзмер, на хинди - ситара и Рави Шанкар, на английском - песни протеста и Пит Сигер, азохен вэй им всем! Некоторые историки начинают свои изыскания от "Песни о полку Игореве" в исполнении Ярославны в сопровождении бояна, что сразу же поставил под сомнение тот же Фоменко, доказавший, что бояны, как и аккордеоны пришли на Русь вместе с трофейными эшелонами из Германии в середине прошлого века, а Ярославна, это, не кто иная, как Клава Шульженко, арестованная за контрабанду китайского ситца. Впрочем, кто этих историков поймет! Пусть себе спорят, пишут книги, покупают крутые машины. Для нас важнее первые задокументированные свидетельства зарождения авторской песни, ставшей впоследствии основой КСП. Здесь важно заметить, что авторская песня всегда была уделом непрофессионалов, но от этого ничуть не проиграла. Так, в 19-м веке студент химик Саша Бородин удачно женился благодаря своим песенкам с восточным колоритом, которые так нравились гимназисткам. А молодой лейтенант военно-морского флота Коля Римский-Корсаков, несмотря на свою двойную фамилию дважды пересек экватор и черпал вдохновение прямо из моря. Алик Алябьев, посаженный по недоразумению в тюрьму, после отсидки написал супер хит - "Cоловей мой, соловей, не свисти ты, соловей!" Впоследствии эти авторы объединились в кусты, тогда они назывались кучками, а самый талантливый из них, но сильно пьющий Мусоргский, долго не хотел ни с кем объединяться, так и умер, не выпустив при жизни даже одного диска. Идеи в те времена носились в воздухе, а проблем с авторскими правами не существовало. И на прямой вопрос царя Николая композитору Глинке - "Где украл?", тот честно ответил: "Музыку создает народ, а мы ходожники ее только аранжируем!", с чем нельзя не согласиться, вспомнив картину художника Репина, где бурлаки на Волге поют Дубинушку в аранжировке Кинера и Цитриняка. Песня - душа народа. Это хорошо понимал В.Ленин, особенно значение песен для сплочения революционных масс. Еще будучи в ссылке, он заставлял своих соратников разучивать песни наизусть. Дзержинский выбрал Варшавянку, Сталин Сулико, Свердлов на русском языке петь вообще не хотел и все время напевал Хаву Нагиллу, которая очень не нравилась Надежде Константиновне. А Фрунзе петь вообще отказывался, только танцевал молдавеняску, вот и доплясался - свои же и зарезали. Потом, какое-то время петь было некогда. В стране, ставшей Советским Союзом, было нечего есть и негде жить. Проблему решили просто - лишнее население растреляли, других отправили в Гулаг, это где-то между Кольским полуостровом и Камчаткой.Самые удачливые пели песни про Целину, это в районе Байконура. Но все как-то устаканилось. Наши выжившие родители сделали самое главное - родили нас - поколение 60-х, 70-х, 80-х. Вот тут то и началась настоящая история КСП. Она началась с нас. * * * Когда советские ракеты и спутники высосали последние бюджетные средства из народного хозяйства, крепко выстроенная идеология дрогнула, а министерство внешней и внутренней разведки стало давать сбои. Если стиляги, фарцовщики и прочие жульены были на виду, на поводке и опасности для властей не представляли, то младшие научные сотрудники, геологи и прочие романтики с ветром в голове продолжали по студенческой привычке думать и размышлять. Душевное томление рождало стихи и песни, на которые официальные профессионалы смотрели свысока и с презрением, что, в свою очередь, заставляло отверженных сбиваться в безнадзорные стаи, творить свою культуру, рисовать картины, сочинять стихи и песни. Для партийного руководства это было пострашнее иностранных шпионов и китайских кед. Ну, с художниками справились быстро, хватило одного бульдозера, а после того, как Никита Сергевич обозвал их пидарасами, они обиделись и уехали. Но другие-то мыслители остались, и с этим надо было что-то делать. Суровый Суслов забил тревогу, Замятин забил стрелку, на которой Андропов приказал главному стукачу партии - ленинскому комсомолу собирать молодежь в специально отведенных местах, где они могут петь свои песни в дозволенных границах. Отсюда, кстати, и остроумное название - КСП, в которое, все причастные к новому делу, вкладывали свой смысл. Для одних это были клубы самодеятельной песни, слеты и палатки. Для других - граница на замке, Карацупа и Джульбарс, потому как первое и основное значение для нашей абревиатуры КСП было - Контрольно-Следовая Полоса. Кто-то может обидеться и сказать - Неправда! Это мы сами создавали клубы, ходили в походы, пели песни. Никакой КГБ ничего нам не указывал. - Смешные, ей Богу! Да без КГБ никто даже в жэковский подвал разучивать аккорды на гитаре бы не пустил. Уж если я свою первую пишущую машинку должен был регистрировать в отделении милиции, то чего говорить о более серьезных делах. Надо сказать правду - и сотрудники органов и комсомольские шестерки были заинтересованы в тесных отношениях с нами. Их карьера строилась и на наших плечах. Впрочем, польза была взаимовыгодная. Им нужны были звездочки на погонах и продвижение "вверх по лестницам на небеса" (с), нам нужна была аппаратура, более-менее вместимые залы и свобода. Мы писали песни, они писали отчеты. Правда, среди нас тоже были те, кто писал отчеты, но все понимали - делаем общее дело, и не обижались. Иногда, правда, происходили сбои, объятия большого брата становились удушающими, выстраивались интриги, командиров кустов и клубов стравливали друг с другом, обиды перерастали в ненависть, да такую, что многие и до сих пор с друг-другом не здороваются. Но мы не будем поминать лихо. Лучше вспомним хорошее, которого было так много!
|