Евгений Дятлов: "Жизнь меня сталкивала с бандитами, которые расслабляются под музыку Баха" 2 марта отмечает 60-летие популярный актер, певец и музыкант Евгений Дятлов.
Евгений Дятлов считает себя актером «случайным». Мол, всегда хотел петь, серьезно заниматься музыкой, но провалился в Гнесинку. А дальше ирония судьбы и одновременно «классика жанра»: проходил мимо театрального института, из чистого любопытства подал документы и – был принят. Хотя до этого видел один единственный спектакль - "История лошади” в постановке БДТ – да и то по телевизору. Вот так стал актером. А его красивый редкого тембра баритон в профессии очень даже пригодился.
Популярность пришла после роли опера Дымова в сериале «Менты». Затем был сыгран Маяковский в «Есенине», Валерий Чкалов в «Чкалове», поручик Шервинский в экранизации «Белой гвардии» Булгакова. Сегодня Евгений необычайно востребован: играет в спектаклях нескольких питерских театров и МХТ имени Чехова, много снимается, а его концерты старинных романсов и популярных советских песен – расписаны на месяцы вперед.
ИОГАНН БАХ И БАНДИТЫ - Евгений, все ругают ментовские сериалы, а те же «Улицы разбитых фонарей», например, дали путевку в жизнь целой плеяде хороших актеров. В том числе и вам… - Я бы так не сказал, если честно. Кстати, я спрашивал режиссёра картины «Жизнь и судьба» Сергея Урсуляка, режиссёра «Чкалова» Игоря Зайцева: «У вас такой выбор артистов из Москвы, все – писаные красавцы. Почему выбрали именно меня?» И оба в один голос заявили, что пригласили меня в свои фильмы, увидев поющим на сцене романсы. Представляете? Никто про «Ментов» и не вспоминал. Я пел под гитару, и они решили – вот нужный персонаж!
- Когда-то вы пели рок… Получается, от рок-н-ролла до романса – один шаг? - (Смеется.) Выходит, так. Как известно, все относительно. А если серьезно, то методы и средства достижения цели человечеству существенно раздвинули рамки. Сейчас мы реально можем найти в одном человеке и исчадие ада, и божий промысел. Угол изменился, и спектр очень сильно увеличился. Поэтому вчера рок, сегодня романсы и песни военных лет… Со слушателем точно также. Жизнь меня сталкивала с бандитами, которые отдыхают под музыку Баха, например. Признавались: «Только Иоганн Себастьян Бах расслабляет»!
- Вы сыграли целую галерею людей в погонах. Какой образ вам дороже и ближе всего по духу? - Конечно, дорог и близок поручик Леонид Шервинский из «Белой гвардии», которого мне посчастливилось сыграть и в кино, и в питерском Молодёжном театре на Фонтанке. Тем более, что особо не пришлось перевоплощаться – я играл практически самого себя. У нас ведь много общего. Он балагур и весельчак, и мне веселье не чуждо. Я тоже люблю Родину, у меня есть свой взгляд на то, каким должен быть офицер, какие должны быть у человека настоящие жизненные ценности.
Еще назову роль выдающегося советского летчика Валерия Чкалова. Вот у кого был удивительный характер! Жесткий, несгибаемый… Я специально изучал его биографию.
- Что вас больше всего в нем поразило? - Такой маленький эпизод. Чкалов неоднократно попадал на гауптвахту. Один раз оказался там потому, что во время учебного полёта просто «уделал» командира звена - по полётным характеристикам, по выполнению задач в воздухе. Из зависти этот командир не пустил Валерия Павловича в следующий полёт. Чкалов напился, пришёл к комзвена и набил ему морду…
Вообще Чкалов часто шёл на риск, пользовался лётными приёмами, которые были запрещены инструкциями, но могли спасти человеку жизнь в воздухе. Никого не слушал, для него не существовало субординации. Сталина Чкалов звал Иосифом, был с ним на «ты». В воспоминаниях сына великого лётчика я прочитал, что Сталин предлагал Валерию Павловичу место наркома внутренних дел. По задумке вождя, он должен был стать главным и авторитетным палачом. Но Чкалов и здесь проявил свой бескомпромиссный характер – отказался от высокой должности. Сыграть такую личность – мечта для актера.
- Правда, что для этой роли вы учились летать на самолёте? - Мы даже летали, с инструктором… Но в кадре полетать кто мне разрешит?! Чтобы выделывать различные «чкаловские» пируэты, самолёт специально закрепили в павильоне тросами, различными приспособлениями. И в фильме выглядело всё очень натурально. Хотя был период, когда я почувствовал воздушным асом. Я же в какой-то степени тоже экстремал: уже освоил дайвинг, хочу заняться парашютным спортом. Может, когда-нибудь и летные права получу.
ЗРИТЕЛЯ МОЖНО ВЫЛЕЧИТЬ
- Недавно опять показали «Белую гвардию» - смотрится на одном дыхании, свежо и актуально. Можете ответить на вечный как мир вопрос: почему подобных картин снимается так мало? - Телевидение сейчас в основном развлекает. Но если возрастёт потребность в таких сериалах, как «Белая гвардия», если люди захотят это видеть, дадут ясный посыл в телерейтингах, подобных картин будет производиться гораздо больше. Но нужен четкий внятный посыл!
– А нужны ли вообще современному российскому зрителю глубокие, умные фильмы? Если уж рейтинги показывают: в авангарде плоский юмор, горы трупов, дешевая мелодрама… – Конечно, нужны! Знаете, ведь в одну минуту человек может как заболеть, так и выздороветь. Если мы долго-долго продуваем ему мозги криминальными сериалами, он действительно болен. Но это не значит, что мы его совсем потеряли. Зрителя можно вылечить. Противовесными, сильными фильмами. Пусть и сериалами, но качественными, честными. Тем более, что режиссеры мощные у нас есть.
- Что такое в вашем понимании «мощный режиссер»? - Знаете, чем прекрасен настоящий мастер? Он пронизывает собой весь процесс – как звезда своими лучами. Каждый нанизан на луч его энергии, его идеи, таланта. А от этого становится легко работать даже в самых тяжелых условиях. Как только этого от режиссера не достает, жди банальности, заурядности, расхлябанности, несовпадений, несостыковок, нарушений сроков. И все это одно за другое цепляется… Аморфность, инертность, усталость страшная. И тогда тебе выносят мозг. Но при этом у хороших режиссеров – высокие требования. И вот эта высота требований и высота подачи – создает внутренний микрокосмос, находясь в котором ты ощущаешь, что находишься на пике своих возможностей. И у тебя реально захватывает дух!
Приведу пример. Несколько лет назад я был на пробах фильма «Жила-была одна баба» у режиссера Андрея Смирнова. Картина - о событиях Гражданской войны и Тамбовского восстания, показанных глазами крестьянки. Первым делом режиссер мне сказал: «Женя, мы снимаем пробу, но мне нужен будет говор. Давайте сядем, распишем все редукции и потренируемся». И я три дня (!) вырабатывал этот говор. Всего лишь для пробы! От такого отношения сразу настраиваешься работать по-настоящему. А все оттого, что режиссер 24 года вынашивал замысел этой картины, собирал материалы и "проживал" в себе эти события. По моему мнению, это самый правильный подход к делу. А я сталкиваюсь сплошь и рядом совсем с другим. И мне это не нравится.
СБЫЛАСЬ «МЕЧТА ИДИОТА»
– Когда вы паре с Дианой Арбениной вышли на сцену в телешоу «Две звезды», это было понятно. Можете объяснить, зачем популярному певцу и актеру понадобилось участие в таких шоу как, например, «Король ринга» в конце «нулевых»? Один пропущенный апперкот и - прощай концерты, спектакли, съемки… Работать-то, как говорят артисты, лицом. - Согласен. Но это тот случай, когда я не мог отказаться. Дело в том, что в седьмом классе я серьезно занимался боксом, мечтал о большом ринге. Помню, однажды глупо проиграл на каком-то турнире, так расстроился, что места себе не находил. Именно в этот момент знакомые ребята пригласили меня в свой вокально-инструментальный ансамбль – играть и петь на модной в нашем городе танцевальной площадке. Я попробовал – получилось. Быстро втянулся настолько, что стал прогуливать тренировки, и вскоре бокс вообще пришлось бросить. Но несбывшаяся мечта – как заноза – сидела где-то внутри. Поэтому когда получил приглашение поучаствовать в «Короле ринга», не раздумывал. О «лице», конечно, помнил, но важнее было то, что сбылась-таки «мечта идиота». (Смеется.)
- Вы на пороге серьезной возрастной отметки. Тем не менее, играете в кино сорокалетних, да и в жизни молодая энергия так и брызжет. Как удается сохраниться? - Многие люди, чтобы сохранить молодость, не пьют, не курят, а у меня бывает по-разному. Могу напиться и накуриться в хорошей компании. Я веду вполне мужской образ жизни и не стараюсь ни от чего себя обезопасить. При этом и в тренажерный зал могу сходить, и в большой теннис поиграть. Например, когда для съемок в фильме «Жизнь и судьба» потребовалась определенная форма, я не ел десять дней, а потом еще десять дней выходил из этого голодания. В целом же я не могу похвастаться, что являюсь олицетворением здорового образа жизни.
- Вы в одиночку собираете полные залы. Это тешит ваше тщеславие? - Безусловно, это приятно. Но неприкрытого тщеславия, от которого я бы получал наркотическое удовольствие, у меня нет.
- В чем, как думаете, секрет вашего певческого успеха? - Мне кажется, я нашел свою нишу, и публика это оценила. Ведь признание говорит о том, что ты делаешь свое дело хорошо. А если ты что-то делаешь хорошо – это дает тебе право сделать следующий шаг.
- Интересно, каким будет ваш следующий шаг? - Вот бы знать? Хотелось бы ролей хорошего уровня. А если не будет, - плакать не стану. Во всяком случае сниматься во всякой ерунде точно не буду. Мне есть чем заниматься: буду петь, гастролировать, записывать новые диски. Может, даже попробую сам сочинять песни. А еще в планах – объездить Россию и весь мир!
https://dzen.ru/