Добро пожаловать на форум, посвященный творчеству актера и певца Евгения Дятлова! Также на форуме представлено творчество других артистов в жанре романса и лирической песни, театра и кино.

АвторСообщение
администратор




Сообщение: 8701
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.09.10 16:17. Заголовок: Песни композитора Валерия Гаврилина в исполнении Евгения Дятлова, "Ночь перед казнью" и др.


"Ночь перед казнью" песня Валерия Гаврилина из спектакля Михаила Ульянова, поставленного по повести Василия Шукшина "Я пришел дать вам волю"

Евгений Дятлов Ночь перед казнью...



26.06.10 Благотворительный концерт в Молодежном театре.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 58 , стр: 1 2 All [только новые]


администратор




Сообщение: 8891
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.10.10 12:21. Заголовок: ZINA36 , большое спа..


ZINA36 , большое спасибо за выложенный вариант 1999 года!

От этого исполнения мурашки по коже бегут, так так ее спел Евгений Дятлов!
Думаю, что если бы он сыграл этот спектакль, впечатление было бы такое же сильное!

Сейчас исполнение этой песни тоже производит очень сильное впечатление!
Жалко, что Евгений перестал петь ее на концертах, недооценивает он свою публику, наверное думает, что он хочет только развлекаться, а серьезные песни ее утомят. Это не так.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 672
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.10.10 12:41. Заголовок: Marina пишет: Жалко..


Marina пишет:

 цитата:
Жалко, что Евгений перестал петь ее на концертах, недооценивает он свою публику, наверное думает, что он хочет только развлекаться, а серьезные песни ее утомят. Это не так.



Да, очень жалко! Может быть, считая эту песню очень серьезной и глубокой, жалеет публику и отчасти , себя. Ведь ему целый концерт петь и пропускать через себя каждую песню.

А возможно, оставляет ее до моноспектакля "Я пришел дать вам волю". Есть ведь у него такая задумка.

Вообще-то, можно ему задать вопрос по этой песне на концерте, в записке.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 8892
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.10.10 12:51. Заголовок: ZINA36 пишет: Вообщ..


ZINA36 пишет:

 цитата:
Вообще-то, можно ему задать вопрос по этой песне на концерте, в записке.


Хорошо, попробуем написать.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 9121
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.11.10 00:45. Заголовок: Ночь перед казнью.wm..


Ночь перед казнью.wmv



Песня "Ночь перед казнью" (Смерть разбойника) из спектакля "Я пришел дать вам волю" по пьесе Василия Шукшина "Степан Разин" , в исполнении талантливого актера и певца Евгения Дятлова. Спектакль о Степане Разине — бунтаре и смутьяне, возглавившем крестьянскую войну 1670 года. В ролике соединены два произведения из этого спектакля - фрагмент из Молитвы XVII в. в исполнении Санкт-Петербургской Певческой капеллы из цикла "Перезвоны" питерского композитора Валерия Александровича Гаврилина и песня "Ночь перед казнью".

Запись с концерта в концертном зале Политехнического музея 23.06.99. во время фестиваля "Серебряное кольцо".


По просьбе Alarissa1942 выложила Lusirossianka, которым большое спасибо за эту запись!

Потрясающее звучание дрожащего от волнения голоса Евгения Дятлова сопровождается интересно подобранным видеорядом картин известных русских художников!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 730
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.11.10 09:18. Заголовок: Marina пишет: по пь..


Marina пишет:

 цитата:
по пьесе Василия Шукшина "Степан Разин"



Извините. Не по пьесе, а по роману "Я пришел дать вам волю." Спектакль по роману поставил в 1979 году нар. артист СССР Михаил Ульянов в Московском Академическом театре им. Е.Вахтангова и сам сыграл в нем главную роль. Написать музыку к этому спектаклю он пригласил замечательного композитора Валерия Гаврилина.

Так родились вскоре после этого спектакля "Перезвоны"и в их составе песня "Ночь перед казнью". Об этом подробнее можно прочитать в этом же разделе немного выше.

Спасибо авторам выложенного ролика за прекрасную запись исполнения Е.Дятлова и впечатляющий видео-ряд.
Единственное, что немного не в тему-кадр из фильма "Золотой капкан." Мне кажется, что он нарушает стройность композиции.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 731
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.11.10 09:43. Заголовок: Как хорошо, что тепе..


Как хорошо, что теперь можно послушать три варианта исполнения. Один из них, современный, можно даже посмотреть.

Что можно сказать? Евгений ярко поет в каждом случае и все время по-разному! Только поклониться еще раз его таланту.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 76
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.11.10 17:40. Заголовок: Marina! Не хватает ..


Marina! Не хватает слов благодарности за выполненную просьбу!!!
Я-то в компе ещё пока "чайник". Людмила Константинова
проделала огромную работу для меня! Позволю себе ей передать
благодарность от форумчан, которые оценили это видео.

Zina36! Это как раз более ранний вариант исполнения, о котором
я говорила на Форуме с первых дней моего участия. Отличие от последующих
в том, что звон колоколов между куплетами исполнен единожды, а "нарастает"
к финалу песни и затихает, вызывая трепет.
Фото Евгения в заставке--- мне подарок от автора видео,
надеюсь на прощение, что не в "тему".

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 77
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.11.10 18:01. Заголовок: Zina36! Только что ..


Zina36! Только что я вернулась к "истокам" обсуждения
этой версии исполнения. Ответ Марины от 19.10.10.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 732
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.11.10 21:19. Заголовок: Alarissa1942, меня т..


Alarissa1942, меня так захватывает выразительность исполнения и неповторимый голос, что я не обращаю внимание на то, сколько раз он повторяет фразу про колокола, и тем более, меня совершенно не волнуют те музыкальные термины(средства), которыми достигается выразительность. Я не спец по этому делу. Для меня важен результат, те душевные переживания, которые вызываются исполнением.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 79
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.11.10 23:31. Заголовок: Zina36! Дело не в то..


Zina36! Дело не в том, когда и сколько раз повторение,
а в нарастании "накала" к финалу песни. Я тоже не спец в музыке,
только заметила, чем отличаются эти записи, иначе, какой был
бы смысл выкладывать одно и то же?
А голос, манера исполнения, неповторимость
--- это и восхищает! Ради сего я и стремилась на Форум.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 734
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.11.10 23:40. Заголовок: Alarissa1942 пишет: ..


Alarissa1942 пишет:

 цитата:
Дело не в том, когда и сколько раз повторение,
а в нарастании "накала" к финалу песни



Об этом я и написала. Об этом писали Вы в предыдущем сообщении. И даже не в нарастании накала, суть для меня. Такая богатая палитра красок в исполнении на протяжении этих пяти минут. Ведь Евгений передает переживания обреченного человека в последнюю ночь его жизни. Впрочем, о своих ощущениях я писала в начале раздела.

На мой взгляд, ценность этих трех записей в том, что они разные по исполнительской манере и каждая предельно правдивая и яркая.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 10807
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.04.11 13:11. Заголовок: "Перезвоны" ..


"Перезвоны" Валерий Гаврилин (фрагмент)

хор капеллы Санкт-Петербурга
дир.В Чернушенко сол.О.Трофимов




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 476
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.05.11 22:02. Заголовок: Marina! ..


Marina!
К моему стыду, только что добрались руки и уши до этой ссылки!

Хор потрясающий! Великолепен! Но баритон Е.Дятлова

создавал бы большее впечатление, чем тенор. Больше драматизма!

(Судить, конечно, не мне---профессионалам виднее!)

Спасибо за эту ссылку!


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 11330
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.07.11 23:04. Заголовок: Фестиваль памяти мас..


Фестиваль памяти мастера
Всюду жизнь


1999-09-23 / Бесик Пипия

НА БРЕГАХ Невы открылся Фестиваль музыки Валерия Гаврилина - такой чести автор никогда не удастаивался при жизни. Праздник музыки посвящен 60-летию со дня рождения великого русского композитора. Он не дожил до юбилея полгода, не выдержало сердце, перенесшее два инфаркта. "Останется немногое, - говорил Георгий Свиридов, - но музыка Гаврилина останется". "Это был русский Шуберт, - сказал Сергей Баневич. - С Гаврилиным умер последний романтик в музыке".

Фестиваль открылся балетом "Анюта" в постановке Владимира Васильева, который и исполнил роль папеньки чеховской Анны. Первоначально "Анюту" создавали как телевизионный фильм-балет. Интересно, что его замысел возник у режиссеров-постановщиков Александра Белинского и Владимира Васильева не традиционно, то есть не от литературного первоисточника - рассказа "Анна на шее", а после того, как они услышали чудесный вальс Гаврилина. Тогда и созрела мысль о соединении музыки с чеховским сюжетом. Фильм, снятый в рекордно короткие сроки - 14 дней, имел ошеломляющий успех, был закуплен в десятках стран мира. Картина была удостоена Государственной премии СССР. Позже Васильев с Гаврилиным сделали театральную версию. "Анюту" танцевали в Неаполе, Большом театре, шел спектакль и до сих пор идет на многих сценах России. Единственным городом, который до сих пор не откликнулся на сочинение своего выдающегося земляка, остается Петербург.

В 1958 году Валерия приняли в консерваторию. Занимался он у ученика Дмитрия Шостаковича Ореста Евлахова. Но на третьем курсе пришлось оставить композиторское отделение. "Отчислим, если не сдашь хоть одно вокальное сочинение", - пригрозил ему Евлахов. Как ненавидел он тогда певцов. Но по программе полагалось написать вокальную пьесу, и Валерий написал "Немецкую тетрадь" на слова Генриха Гейне. "Знаете, Валерий, это даже хуже, чем Хренников", - сказал преподаватель. Валерию ничего не оставалось, как перейти с композиторского отделения на музыковедческое.

Прошли годы, и "Немецкая тетрадь" стала популярным музыкальным произведением. Впоследствии с огромным успехом были исполнены еще две "Немецкие тетради" Гаврилина. "Лучшую немецкую тетрадь пишут только в России", - сказал кто-то из известных композиторов.

Последней работой Гаврилина была музыка к дебютному спектаклю Олега Меньшикова "Горе от ума". Хоровой цикл на стихи своего земляка Николая Рубцова уроженец вологодской земли написать не успел.

В фестивальные дни музыка Гаврилина будет звучать в лучших залах города. На сцене Большого зала Филармонии прозвучат "Перезвоны" в исполнении хора Капеллы. Три концерта пройдут в Академической капелле. Там же 1 октября и завершится фестиваль концертом песен, которые исполнят Эдуард Хиль, Людмила Сенчина, Евгений Дятлов, Таисия Калинченко, Альберт Асадуллин.

Санкт-Петербург

http://www.ng.ru/culture/1999-09-23/master.html

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 2093
Откуда: Беларусь
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.08.15 00:40. Заголовок: http://www.youtube.c..




Музыкально-поэтическая программа Антона Жукова "ПО ДОРОГАМ ВОЙНЫ..."
Солисты: заслуженные артисты РФ Евгений Дятлов и Екатерина Гусева
Детский академический хор "Сентябринки" (Барнаул), художественный руководитель Инесса Грицай
Алтайский Государственный оркестр русских народных инструментов "Сибирь" им. Е.И. Борисова
дирижёр - лауреат международных конкурсов Антон Жуков.

I отделение -Валерий Гаврилин музыка балета "Дом у дороги".
Фрагменты поэмы "Дом у дороги" А. Твардовского читает Евгений Дятлов

II отделение Валерий Гаврилин вокально-симфоническая поэма "Военные письма" на слова Альбины Шульгиной для мужского и женского голосов, детского хора и оркестра.
Солисты: Евгений Дятлов и Екатерина Гусева

Видеоверсия премьеры программы телеканала "Катунь-24" в рамках фестиваля "Шукшинские дни на Алтае-2015".
22 июля 2015, Алтайский краевой театр драмы им. В.М. Шукшина

Как мы знаем, 22 июля этого года в Барнаульском Театре Драмы были исполнены произведения В.Гаврилина "Дом у дороги" и "Военные письма".

Как известно,первыми исполнителями "Военных писем" были симофнический окестр под упр.С.Горковенко,Э.Хиль и Т.Калинченко.Я не буду останавливаться на этом.Интересно другое -как создавалось это произведение,и выбор исполнителей.

[Выступление в телефильме «Композитор Валерий Гаврилин»][1]

[1 Режиссер Л. А. Пчёлкин. Творческое объединение «Экран». 1980]

Вологда для меня не только место, где началась моя музыкальная жизнь, но это место, где я впервые познакомился очень широко с жизнью во всех ее проявлениях, чего потом во все остальные годы никогда не было, потому что моя жизнь проходила, в общем-то, в таких изолированных местах — в школе-интернате музыкальной десятилетки при консерватории, затем в Ленинградской консерватории. И, когда я уже стал самостоятельно работать, я стал искать, о чем писать, для кого писать, что меня по-настоящему волнует на самом деле, это оказалась та же жизнь, которая мне знакома с детства. Это Вологда и Вологодский край. Здесь жила и работала моя мать, неподалеку от Вологды, в городе Кадникове, затем в селе Воздвиженье, в 30 километрах[2][2 Село Воздвиженье находится в 38 км от Вологды. 3 См. примеч. 2 на с. 13] от Вологды. Здесь мой дом, где я жил до того, как стал воспитанником детского дома, здесь все дорогие мои люди, отсюда ушел на войну мой отец, который погиб в 41-м году[3] под Ленинградом, похоронен в Лигово.
Здесь жили люди, которые мне первыми объяснили, не на словах, а по-разному, что такое доброта, что нужно ценить прежде всего в жизни, ценить в людях, здесь я впервые услышал русскую народную музыку, слышал песни, танцы, обряды, увидел гулянья, увидел человеческое горе, страдание. Здесь я прожил всю войну. Видел, как приходили с войны или, наоборот, как не приходили с войны, видел сиротливые семьи, видел женские слезы. И, наверное, отсюда, из Вологды, я вынес и главную тему своего творчества. Так мне, по крайней мере, кажется, я так думаю. Это тема женской судьбы, женского характера, потому что все эти годы главные люди, которые меня окружали, были женщины: моя мать, моя нянюшка — сказочница и заботница, которая здесь похоронена, это мои воспитательницы в детском доме, это моя любимая учительница музыки Татьяна Дмитриевна.

* * *

Народную музыку я знаю так хорошо, что для меня не составляло бы, наверное, особенного труда просто делать дубли той музыки, которую я слушал в детстве. В общем-то можно было так проработать и прожить всю жизнь спокойно. Но я получил образование в нашей Ленинградской консерватории, образование, думается, очень хорошее. Учителя у меня были замечательные, очень хорошо меня выучили. Я познакомился со всеми достижениями профессиональной музыки, мне было бы очень обидно не использовать всё то, чего добились выдающиеся художники, композиторы за много веков существования профессиональной музыки, и не соединить это с тем, что я знаю с детства.

* * *

Вокальная музыка. Все-таки я к ней пристрастился, и вместе со многими достоинствами я увидел там много недостатков. С моей точки зрения, что первое? Первое то, что мне сама тематика вокальной музыки казалась чрезмерно устаревшей и очень далекой от современного слушателя. Слушать теперь вокальный вечер даже самого выдающегося певца трудно, такое впечатление, что попал в какой-то очень старенький-старенький музей, и уже поскольку программу вокалисты меняют очень редко, то это становится просто утомительно.
Второе то, что язык музыкальный этих сочинений тоже по-старому такой изысканный.
И третье — мне очень не нравится манера такого как бы бельканто, которое на самом деле не бельканто совсем, и когда вокалист поет, то смотреть иногда даже неприятно. Я знаю, что начинающие слушатели просто смеются, как только появляются вокалисты на эстраде и начинают извлекать «белькантовые» звуки.
И вот мне захотелось в своем творчестве от всего этого избавиться, найти какую-то золотую середину, чтобы пение было красивое, но по возможности не бельканто. И для этого искать соответствующих исполнителей, но и музыку писать такую, которая бы требовала совсем иной манеры звука и другого общения со слушателем. И первое, на что я обратил внимание, — это на так называемую городскую романсовую музыку, на городской «жестокий» романс, на музыку, которую у нас называют пошлой, салонной, но которая тем не менее живет не одну сотню лет и которая почему-то необычайно популярна в очень широких кругах народных масс. Она живет настоящей музыкальной жизнью, чего мы не можем сказать зачастую о наших собственных творениях.
И я стал думать, в чем тут дело? Ну а дело в общем-то в том, что наряду со множеством недостатков в этой музыке очень много достоинств, удивительных достоинств. Общительность, чувства очень яркие, очень броские. Даже взять этот знаменитый романс о Хасбулате. Это трагедия верности, измены, наказания. Обыкновенная такая, часто встречающаяся бытовая история. Она должна быть близка многим людям. Вот поэтому она вызывает такое сочувствие у исполнителей и слушателей. Кроме того, здесь есть тяга народа к романтизму, к высокому такому, немножечко сказочному, к очень красивому, что мы тоже, профессиональные авторы, даем очень редко, а это — тяга к необыкновенному в жизни, чудесному, волшебному, прекрасному, сильному. И вот я попробовал в своей музыке реабилитировать этот жанр в целом ряде сочинений.

* * *

Когда я только научился писать ноты, то я сочинил первое свое сочинение, которое было записано, — «Красавица-рыбачка» на стихи Генриха Гейне. Это очень смешная музыка. Писал я ее с большим желанием и с большим настроением и не знал тогда, что через десять лет, в 1962 году, снова обращусь к творчеству этого немецкого поэта. На этот раз, надо сказать, я писал без особой охоты, скорее по принуждению. Я был студентом второго курса консерватории, и у меня просто не хватало по учебному плану вокальной музыки, а надо сказать, что за все годы предыдущего учения вокальную музыку я терпеть не мог, всячески старался уклониться от сочинения такого рода музыки. Но тут мой профессор сказал, что вынужден будет поставить мне двойку, если я не сочиню что-то вокальное. Я в полном отчаянии схватился за своего «детского поэта». Видимо, получилось, и сейчас мне трудно объяснить: что почему получилось. Видимо, поэзия Гейне как-то очень сильно связана с русской поэзией.
Ведь среди русских поэтов трудно найти такого, который бы не переводил этого автора. И Гейне сам оказал большое влияние на русскую поэзию, кроме того, в творчестве Гейне с необъяснимой силой преломлены интонации немецкого фольклора, а в любом фольклоре есть что-то общее: простота, доступность, искренность чувств, и общительность — обязательное свойство. Общительность — потому, что люди сочиняют музыку прежде всего для того, чтобы можно было общаться, иначе она не нужна, она теряет смысл. И вся глубина чувств, которая заложена в народной музыке, в народной поэзии, — она только для того, чтобы общаться со своими ближними. И вот, начиная с этого сочинения, «Немецкой тетради», я главной задачей своего творчества сделал одно — общительность.

* * *

Почему в моем творчестве преобладающее место занимает музыка вокальная? Причин много.
Во-первых, та, что с детства я слышал больше вокальную музыку, я помню все великолепные северные обряды, гулянья, свадьбы, похороны, которые сопровождались музыкой. Это всегда была музыка вокальная — сольная или хоровая.
Во-вторых (это уже позже я стал понимать), вокальная музыка все-таки — прародительница всей музыки, и человеческий голос — это первый носитель музыки. Трудно представить, как бы сохранялось музыкальное искусство из века в век, если бы человек каждую минуту не имел наготове этот замечательный инструмент, которым мерят красоту рукотворных.
Кроме того, я хотел, чтобы моя музыка была более доступна и более понятна. Поэтому я обратился к вокальной музыке, так как она дает для этого больше возможностей. Благодаря присутствию слова, благодаря известному консерватизму музыкальной интонации, она понятна широкому слушателю, а это все-таки для меня остается самым главным.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 2094
Откуда: Беларусь
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.08.15 00:44. Заголовок: http://www.compozito..




Валерий Александрович Гаврилин

Собрание сочинений. Том IV. Военные письма. Вокально-симфоническая поэма для солистов, детского и смешанного хоров и симфонического оркестра на стихи А. Шульгиной. Земля. Вокально-симфонический цикл для свободного состава хора, солистов и симфонического оркестра на стихи А. Шульгиной. Партитура

Композитор -Валерий Гаврилин
Год создания -1976
Дата премьеры- 04.04.1976
Жанр - вокально-симфонические
Страна -СССР

В 1975 году в творчестве Валерия Александровича Гаврилина — известного русского композитора — появляются сразу две знаменательные партитуры: вокально-симфоническая поэма «Военные письма» и вокально-инструментальный цикл «Земля». Оба произведения сочинены в содружестве с поэтессой А. Шульгиной. Несмотря на различный характер поэтики, в их замысле и драматургии немало общего. Импульсом к сочинению стала работа композитора над музыкой к драматическим спектаклям, хотя в концепции многочастных музыкальных композиций сюжетные версии театральных постановок не нашли отражения. Оба произведения посвящены негромкому героизму простого русского крестьянина, без колебания исполнившего свой гражданский долг, хотя в них пафос жертвенного подвига, драматизм борьбы, противостояния злу не стали определяющим камертоном музыки. Наконец, несмотря на трагедийную первооснову сюжета в том и в другом опусе, в них много света, жизнеутверждающей правды русского характера, подлинно народной простоты и глубины музыкально-поэтических образов.
За создание вокально-симфонической поэмы «Военные письма» и вокально-инструментального цикла «Земля» (и также изумительную песню «Два брата») В. Гаврилин был удостоен в 1980 году премии Ленинского комсомола. Эта награда свидетельствует о значительном вкладе композитора в дело патриотического воспитания молодежи страны.

издательство.

История создания

Валерий Александрович Гаврилин / Valery Gavrilin

В 1974 году выдающимся режиссером Г. Товстоноговым в Ленинградском Большом Драматическом театре ставился спектакль «Три мешка сорной пшеницы» Тендрякова. Название, которое многим ныне покажется непонятным, говорило об одной из самых горьких и жестоких реалий военного и послевоенного времени: за сбор остатков колосков и зерна на уже убранных полях голодными, обобранными крестьянами-колхозниками, им грозило длительное тюремное заключение. А между тем часто это было единственным способом спастись от голодной смерти. Сорная пшеница — и есть те зерна, собранные вместе с соломой, мякиной и другим сором.

Гаврилину была заказана музыка к спектаклю. Тема настолько захватила его, что в памяти стали возникать и другие эпизоды, другие истории, связанные с военными годами. Постепенно сложился замысел большого вокально-симфонического произведения, которое композитор определил как поэму, — «Военные письма». «Это драма о женщине, у которой любимый человек погиб во время войны, а она продолжает его ждать и до сих пор», — рассказывал Гаврилин в одном из интервью. А еще раньше, в радиопередаче, прошедшей вскоре после премьеры, композитор говорил: «"Военные письма", как и большинство моих сочинений, — сочинение о любви, которая разрушена, на этот раз страшным бедствием — войной. Подобно злому лиху из русских сказок она приносит горе и слезы людям, отнимая у них самых дорогих и близких — отнимая любимых.

В композиции сочинения три линии: голос рассказчика, появление лиха, написанного в духе народного представления, и, наконец, собственно история любви — проводы и гибель солдата, призывы женщины, обращенные к нему, уже неживому.
Цель, которую я ставил перед собой, работая над «Военными письмами», выразить огромное восхищение перед моральным подвигом людей военного времени, давших нам жизнь и несмотря на свои страдания и душевные раны, сохранивших для нас, потомков, все самое доброе и человечное».


В этом сочинении впервые соавтором Гаврилина стала Альбина Шульгина (р. 1939), киносценаристка, с которой он познакомился, работая над музыкой к фильму «В день свадьбы», поставленному ее мужем, режиссером В. Михайловым. Для этого фильма он написал на стихи Шульгиной песню «Сшей мне белое платье, мама». После этого, кроме собственных и народных текстов, за исключением еще одного обращения к Гейне, Гаврилин сотрудничал только с Шульгиной, с которой у него наладился прекрасный творческий контакт.

«Военные письма» сложились из 12 частей, очень разных по размеру и выразительным средствам, которые предваряет эпиграф, читаемый на сцене исполнителями:
— Уезжал он зимой или летом?
— Не помню, ничего не помню, помню только, что было воскресенье, и с утра собирался дождик.
— Сколько лет ему было, мама?
— Не помню, ничего не помню, помню только полосатую рубашку, зеленым по белому полю!
— Что сказал он в последнюю минуту?
— Не помню, ничего не помню, помню только, что губы шевелились, а потом загудели паровозы.
— Как домой ты вернулась, мама?
— Не помню, ничего не помню, помню только, что грела руки, у какого огня — не знаю...

В партитуре композитор вместо обычного точного определения голоса, написал просто женский и мужской, так как предназначал свое сочинение не для исполнителей классической музыки, а для известных ленинградских эстрадных певцов Таисии Калинченко и Эдуарда Хиля, которые прекрасно исполнили «Военные письма» на премьере, состоявшейся 4 апреля 1976 года в Ленинграде, в Большом концертном зале «Октябрьский».

В отклике на нее известный музыковед Арнольд Сохор писал: «И городской романс, и крестьянская песня для него — не просто любопытное музыкальное явление, а часть жизни народа, то дорогое и сокровенное, в чем люди изливают душу, ищут себе отклика и поддержки. Поэтому из бытовой музыки, как из будней самой жизни, он (Гаврилин. — Л. М.) извлекает таящиеся в ней поэзию и красоту. Именно эти качества пленяют... в «Военных письмах», всюду, где звучат, казалось бы, чувствительные, а на самом деле просто очень эмоциональные, искренние и трогательные интонации живой, сердечной музыкальной речи». Позднее «Военные письма» исполнялись и оперными певцами, но ни одно такое исполнение (их было несколько) по силе воздействия не могло сравниться с премьерным. По-видимому, в этом сказывались те особенности сочинения, на которые указывал Сохор.

В 1995 году композитор осуществил вторую редакцию сочинения, первое исполнение которой состоялось в Москве в Большом зале консерватории 16 мая того же года.

«Военные письма» используют очень широкий спектр выразительных средств. Певцы не только поют, но иногда переходят на говорок, звучат стон, всхлипывания; с оркестровыми номерами соседствуют исполняемые без аккомпанемента. Оркестр включает большое число разных ударных инструментов, фортепиано, гармошку и гусли, использованы эффекты звука падающей фугасной бомбы и взрыва, а также мрачного гула, записанных на пленке.

№1, «Что мои-то ясны очи», открывается, сразу после эпиграфа, гремя страшными отрывистыми аккордами, после которых на фоне тянущихся, словно завороженных звуков разворачивается простая выразительная мелодия.
№2, «Дождь дождит» (Милый мой, хорошенький, проводи дороженькой) — сольное причитание, идущее от народной песни, в котором повторяется и повторяется одна и та же краткая мелодия заклинательного характера. Причитание переходит в захлебывающуюся скороговорку, после которой мужской хор поет «На столе стоит крупа». Примитивная мелодия, всего из трех звуков, повторяется под звуки хлопков, как детская дразнилка (номер так и называется), но текст ее совсем не детский: «Распроклятая война, сатана, сатана...».
В №4, «Лихо», речь идет, кажется, от лица самой смерти. Барабаны, тамтам, мужской хор, глиссандирующий без слов — аккомпанемент мужскому соло: «Смерть пришла! Все кругом покрыто мглой! Твой дружок теперь не твой!».
Задумчив и печален дуэт без сопровождения «Все рябины, ах, рябины зарябили вдоль дорог». После развернутого дуэта «Дорогой, куда ты едешь? Дорогая, на войну» с постепенным нагнетанием, заканчивающимся кластером гармони (авторская ремарка: «гармонь развалилась»), следует мужское соло «Пошел солдат, да оглянулся» в духе солдатских песен, сопровождаемое одними ударными.
В №8, «Милый мой дружок», постепенно нарастает напряжение, появляются длительные оркестровые эпизоды. Резким контрастом вступает женский распев без сопровождения: «Не приходила почтальонка? не приносила ли мне письма?».
Ответом ему служит №10, «Письмо» — мужской речитатив со стилизованным текстом («Добрый день, а может ночь, жена моя. В первых строках шлю тебе поклон»). №12, «Май зеленый», — самый продолжительный номер с постепенно расцветающей и вновь «сворачивающейся» мелодией в исполнении детского хора, с нежным и прозрачным звучанием оркестра завершает проникновенную повесть о любви и вечной разлуке.
Л. Михеева

chttp://www.belcanto.

Военные письма исполняли и исполняют многие артисты.
Меня же заинтересовало это:(обсуждение на форумклассика аж за 2005г)

Эдуард Хиль, однако, при всей его старательности (и хорошо поставленном голосе "мэтра советской эстрады") не потрудился вникать в сущность гаврилинских "Военных писем". Мне стало это ясно, когда в руки попала подпольная запись с концерта в МГУ, записанного еще в годы застоя. Мужскую партию исполнял Алексей Петренко, женскую - Лина Мкртчян. Поповский мужской хор и милый детский хорик -- все на уровне. Оркестром дирижировал Федосеев.

Эта плохонькая запись "Военных писем" перевернула мое представление о Гаврилине. Конечно, Петренко не певец. А надо ли быть "оперным" певцом в "Письмах"? Мкртчян тоже выше всяческих похвал -- это певица от Бога. Извините, но по сравнению с такой Россией Россия Свиридова мне кажется (не везде, конечно, но часто) поистине "деревянной", даже "лубочной". Знаете, из той же серии, что рекламные плакаты на улицах Москвы с заголовками "Русь святая..."

Оказывается, в биографии ЕВД и А.Петренко,в творческих работах много совпадений(кому интерЕсно - прочтите на сайте рускино или др.) ,
А.Петренко в зрелые годы раскрылся не только как блистательный драматический актер, но и как вокалист, исполнитель романсов, народных песен и даже оперных партий.А.Петренко неоднократно выступал с программой "Военные письма" ,последнее сообщение от 2011г - :

25 Июля 2011
Президентская библиотека приняла участие в мероприятиях, посвящённых 70-летию начала войны

В Президентской библиотеке в рамках XIX Международного музыкального фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга» состоялся вечер памяти, посвященный 70-летию начала Великой Отечественной войны. На вечер были приглашены ветераны, блокадники и труженики тыла.

Для собравшихся прозвучала вокально-симфоническая поэма Валерия Гаврилина «Военные письма» в исполнении народного артиста России Алексея Петренко и меццо-сопрано Олеси Петровой. В постановке приняли участие Детский хор телевидения и радио Санкт-Петербурга и Константиновский оркестр под руководством заслуженного артиста России Сергея Словачевского.

Записи,к сожалению,нигде не нашла пока,интересно было бы посмотреть-послушать.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 5029
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.08.15 10:57. Заголовок: Белочка , спасибо за..


Белочка , спасибо за этот материал о композиторе В.Гаврилине и о "Военных письмах" Не знала, что Алексей Петренко еще и поет. Конечно, очень интересно было бы послушать и посмотреть запись "Военных писем" в исполнении Петренко-Мкртчян.

Что до сегодняшнего проекта Антона Жукова, Евгения Дятлова и Ек. Гусевой, то он выше всяких похвал! Очень хочется пойти на концерт 8 ноября. Как там все это будет представлено?! Буду стараться купить билеты пораньше, чтобы уж спокойно ждать 8 ноября.

А еще хотелось бы услышать в исполнении ЕВД песни "Два брата" и "Мама".

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 2099
Откуда: Беларусь
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.08.15 00:27. Заголовок: ZINA36 ,всё собирала..


ZINA36 ,всё собиралась ответить ,и только сейчас собралась.
ZINA36 пишет:

 цитата:
Что до сегодняшнего проекта Антона Жукова, Евгения Дятлова и Ек. Гусевой, то он выше всяких похвал!


Мне тоже так кажется.
До этого я прослушала множество записей разных исполнителей -все они разные,где излишне академичны, где просты, и звучат только вокальные номера.В этой постановке,мне кажется,всё совпало .
ZINA36 пишет:

 цитата:
хотелось бы услышать в исполнении ЕВД песни "Два брата" и "Мама".


Песня "Мама" - очень нежная,слышала в разном исполнении,"Два брата" -эту песню прекрасно исполняет С.Зыков,и др.,Конечно ,мне бы тоже хотелось услышать эти песни в исполнении ЕВД,ведь не зря в своё время Э.Хиль посоветовал петь Гаврилина.
Позже хочу немного написать о "Доме у дороги" -как раз переслушиваю сейчас.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 5034
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.08.15 07:27. Заголовок: Белочка пишет: .В ..


Белочка пишет:

 цитата:
.В этой постановке,мне кажется,всё совпало .



Да, удивительно гармоничная постановка во всех планах: и музыкально, и вокально, и постановочно. Браво еще раз всем создателям и участникам. Хотелось бы, чтобы 8 ноября на концерте в Театре Эстрады эта гармония сохранилась!

Песню "Мама" прекрасно исполняет молодой питерский певец Альберт Жалилов, а "Два брата" мне больше всего нравится в исполнении Эдуарда Хиля. Но ЕВД может вдохнуть в эти песни совершенно новое звучание. Очень хотелось бы услышать!!!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 5035
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.08.15 07:32. Заголовок: http://www.youtube.c..




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 5036
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.08.15 07:37. Заголовок: http://www.youtube.c..




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 2101
Откуда: Беларусь
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.08.15 23:19. Заголовок: ZINA36 пишет: Песню..


ZINA36 пишет:

 цитата:
Песню "Мама" прекрасно исполняет молодой питерский певец Альберт Жалилов,


Мне понравилось, очень красиво спето.
Хотя для меня пока непревзойденным остаётся исполнение Риты Суханкиной (солистка БДХ, голос "Миража",бывшая прима Большого,уникальная певица)
Думаю,пока рано говорить об этих произведениях.
Перед ЕВД - огромный пласт музыки,в которой можно найти себя...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.08.15 00:05. Заголовок: http://www.youtube.c..










Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.08.15 00:06. Заголовок: http://www.youtube.c..




Спасибо: 0 
Цитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 5043
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.08.15 18:25. Заголовок: Белочка пишет: для..


Белочка пишет:

 цитата:
для меня пока непревзойденным остаётся исполнение Риты Суханкиной



Я нашла эту запись и послушала. На этой записи Маргарита Суханкина, еще девочка, исполняет песню очень естественно нежно, проникновенно. Но если честно, мужской голос придает песне оттенок защиты, заботы,и мне это очень нравится.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 3265
Откуда: Беларусь
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.07.16 10:51. Заголовок: http://www.youtube.c..




Опубликовано: 13 июн. 2016 г. пользователем Ансамбль «Скоморохи»

Гаврилин В. "Как высок ты, отчий порог" Слова А. Шульгиной, солист Евгений Дятлов.
Оркестр «Скоморохи», дирижер Виктор Акулович.
Зал академической Капеллы СПБ, 21 мая 2000 г.

Слова А. Шульгиной, Музыка В.Гаврилова

Как высок ты отчий порог,
Как зарею окна раскрашены
Семь путей, семь дальних дорог
Начинались от дома нашего.
Семь путей, семь дальних дорог
Начинались от дома нашего.

А одна из них выпала мне,
Повороты крутые расставила.
А одна из них выпала мне,
Увела, закружила, замаяла.
А одна из них выпала мне,
Увела, закружила, замаяла.

Много вёсен тому назад
Я ушёл по дороге этой.
Много вёсен тому назад,
Чтоб вернуться к исходу лета.
Много вёсен тому назад,
Чтоб вернуться к исходу лета.

Как высок ты отчий порог,
Широко распахнуты двери.
Семь путей, семь дальних дорог,
Я своими шагами измерил.
Семь путей, семь дальних дорог,
Я своими шагами измерил.

Вот и августа пышный конец.
Тяжело закачалась рябина.
Возложил свои руки отец
На склонённую голову сына.
Возложил свои руки отец
На склонённую голову сына.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 21247
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.01.17 23:40. Заголовок: Gavrilin V. "Шут..


Gavrilin V. "Шутка" Солисты Э. Хиль, Т. Калинченко, Г. Ефимова, Е. Дятлов



Гаврилин В. "Шутка" Слова А. Шульгиной. Солисты: Эдуард Хиль, Таисия Калинченко, Галина Ефимова, Евгений Дятлов.
Оркестр «Скоморохи», дирижер Виктор Акулович.
Зал академической Капеллы СПБ, 21 мая 2000 г. (фрагмент концерта)

Gavrilin V. "Домашняя песенка" Солисты: Э. Хиль, Т. Калинченко, Г. Ефимова, Е. Дятлов



Гаврилин В. "Домашняя песенка" Слова Е. Агафонова. Солисты: Эдуард Хиль, Таисия Калинченко, Галина Ефимова, Евгений Дятлов.
Оркестр «Скоморохи», дирижер Виктор Акулович.
Зал академической Капеллы СПБ, 21 мая 2000 г.

Gavrilin V. "Душевный разговор" Солисты: Г. Ефимова, Е. Дятлов, «Скоморохи»



Гаврилин В. "Душевный разговор" Слова В. Максимова. Солисты: Галина Ефимова, Евгений Дятлов.
Оркестр «Скоморохи», дирижер Виктор Акулович.
Зал академической Капеллы СПБ, 21 мая 2000 г.

Gavrilin V. "Огоньки" Солисты: Г. Ефимова, Е. Дятлов, «Скоморохи»




Гаврилин В. "Огоньки" Слова В. Максимова, солисты Галина Ефимова, Евгений Дятлов.
Оркестр «Скоморохи», дирижер Виктор Акулович.
Зал академической Капеллы СПБ, 21 мая 2000 г.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 5323
Откуда: Россия, Фрязино
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.06.17 12:26. Заголовок: У нас много записей ..


У нас много записей Ночи перед казнью, но такой, кажется, еще не было?

https://vk.com/video1456492_163236894

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 58 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 113
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Форум находится на 94 месте в рейтинге
Текстовая версия