Отправлено: 16.10.17 10:34. Заголовок: Золотой, Серебряный и Рубиновый века русского романса
Новый взгляд на историю русской музыки
Русский романс, на мой взгляд, — это поэтическая мелодия сердца и сокровенная исповедь души. Исповедь, облечённая в форму проникновенного слова. Потому русский романс крепко-накрепко связан с русской поэзией. Он вырос на ней и без неё почти немыслим.
В русской поэзии выделяют два самых ярких периода расцвета — Золотой и Серебряный века. Они тесно связаны не просто с классической литературой, а со всей русской культурой. По аналогии с этим подобная периодизация мною введена и в русской музыке, в русском романсе: от Глинки и Чайковского до Скрябина и Рахманинова.
Третий век русской музыки — век Прокофьева, Шостаковича и Свиридова — сохраняя преемственность традиций русской культуры, может с полным правом носить название «Рубиновый век».
Почти два десятилетия Советской власти на башнях Московского Кремля сохранялось наследие Российской империи — геральдические двуглавые орлы. Первая рубиновая звезда была установлена лишь в 1937 г. на Спасской башне. Секрет производства рубинового стекла открыл М.В.Ломоносов. Затем Императорский стеклянный завод князя Потёмкина на Ладожском озере долгие годы славился своими уникальными изделиями из рубинового стекла, где использовались также золото и серебро. Наконец, сама идея изготовить рубиновые звёзды принадлежит автору их дизайна, знаменитому Ф.Ф.Федоровскому, главному художнику Большого театра, ученику Валентина Серова, Константина Коровина и Михаила Врубеля.
Что даёт такое деление? Как минимум, возможность иначе взглянуть на эволюцию русского романса. Взглянуть во всей его полноте. И осознать, что помимо двух ярко выраженных и почти непересекающихся полюсов — классического и неклассического романса — есть единая поэтическая (и культурная) основа двух этих миров. Пересмотреть сложившиеся стереотипы восприятия такого уникального явления мировой культуры, как русский романс.
Хотелось бы узнать, как к такой идее относятся участники этого форума. Заранее признателен за ваши отклики и мнения.
Взглянуть во всей его полноте. И осознать, что помимо двух ярко выраженных и почти непересекающихся полюсов — классического и неклассического романса — есть единая поэтическая (и культурная) основа двух этих миров. Пересмотреть сложившиеся стереотипы восприятия такого уникального явления мировой культуры, как русский романс.
Хотелось бы узнать, как к такой идее относятся участники этого форума. Заранее признателен за ваши отклики и мнения.
Идея , конечно ,интересная. Боюсь ,я не совсем поняла , что значит романс классический и неклассический.
Если позволите , напомню тему - Из истории русского романса. - там ранее обсуждалась , кажется , тема развития романса..
Пересмотреть сложившиеся стереотипы восприятия такого уникального явления мировой культуры, как русский романс.
Я не считаю себя знатоком русского романса, хотя слышала много романсов из разных веков, все восприятие на уровне затронуло душу или нет, поэтому даже не пытаюсь что-то классифицировать и обсуждать!
Боюсь ,я не совсем поняла , что значит романс классический и неклассический.
Так, может быть, стоит в этом разобраться? Русский романс ведь не ограничивается сферой городского романса, к которому, к большому сожалению, сейчас всё в основном сводится. И если уж рассуждать о том, что русский романс -- явление мировой культуры, то в первую очередь говорить стоит о русском классическом романсе. Романсах Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова... Русский романс родился отнюдь не из французского шансона. У него прекрасная и увлекательная история. Достойная того, чтобы об этом знали и этим гордились.
Если позволите , напомню тему - Из истории русского романса. - там ранее обсуждалась , кажется , тема развития романса..
Спасибо. Перечитал рекомендуемую ветку. Увы, в основном эмоциональное выяснение отношений. Не хотелось бы наступать на эти грабли. Если есть интерес к заявленной теме, готов участвовать. Если нет, полагаю, не стоит и начинать.
И если уж рассуждать о том, что русский романс -- явление мировой культуры, то в первую очередь говорить стоит о русском классическом романсе. Романсах Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова..
Я поняла ,о чем Вы хотите сказать .
ROMANCERO-Руслан пишет:
цитата:
Русский романс, на мой взгляд, — это поэтическая мелодия сердца и сокровенная исповедь души. Исповедь, облечённая в форму проникновенного слова. Потому русский романс крепко-накрепко связан с русской поэзией. Он вырос на ней и без неё почти немыслим.
В русской поэзии выделяют два самых ярких периода расцвета — Золотой и Серебряный века. Они тесно связаны не просто с классической литературой, а со всей русской культурой. По аналогии с этим подобная периодизация мною введена и в русской музыке, в русском романсе: от Глинки и Чайковского до Скрябина и Рахманинова.
Третий век русской музыки — век Прокофьева, Шостаковича и Свиридова — сохраняя преемственность традиций русской культуры, может с полным правом носить название «Рубиновый век».
Кончечно , интересный взгляд на историю... А как насчет современности? Каков век романса в настоящем? Есля я правильно поняла ,классический романс - это произведения в классическом стиле , (таких композиторов как Глинка , Прокофьев , Свиридов). Все остальное - романс городской , неклассический . Вынуждена согласиться с Мариной: Marina пишет:
цитата:
не считаю себя знатоком русского романса, хотя слышала много романсов из разных веков, все восприятие на уровне затронуло душу или нет, поэтому даже не пытаюсь что-то классифицировать и обсуждать!
Добавлю лишь цитату из давнего интервью Евгения Дятлова :
«Романс нельзя просто петь...» Санкт-Петербургские ведомости Выпуск № 181 от 26.09.2008
– Исполнение романсов стало прямо-таки повальным увлечением. Большинство исполнителей «вертится» на одних и тех же произведениях. Вам не мешают чужие трактовки?
– Они проходят мимо, так как на концерты исполнителей романсов я не хожу.
– То есть даже какие-нибудь петые-перепетые «Отцвели уж давно хризантемы в саду» вы поете, условно говоря, так, будто они написаны только вчера?
– Можно сказать и так. То, что мне приходилось слышать в детстве или юности, было до такой степени органичным и неразрывным с личностью исполнителя, что мысль о каком-то копировании просто не может прийти в голову. А то, что случается услышать сейчас, настолько меня не удовлетворяет, что я ни в коей мере не могу соотносить это с собой. Бывает вообще непонятно, зачем человек вышел и начал петь...
– А вы запели романсы, чтобы привнести в них что-то свое?
– Я не привнести пытаюсь, я пытаюсь убрать. Анахронизмы, штампы разные. Мне не нравится, что романс чаще всего воспринимается как некий давно сложившийся, закостеневший жанр, который требует строго классического подхода и какой-то заштампованной атрибутики. Если же посмотреть передачу «Романтика романса», то становится очевидно, что классическим вокалистам чаще всего свойственна чисто внешняя форма подачи. Они формируют образ, подчиненный оправданию каких-то технических вещей: когда надо взять дыхание, как не потерять «правильный» звук... То есть артист решает на сцене массу задач, но задачи эти не имеют никакого отношения к самому романсу, к тому озарению, которое появилось однажды у кого-то в сердце, в душе и нашло выход в форме этого текста, этой мелодии. А романс нельзя «просто петь», его надо проживать.
– Как же вы научились проживать то, что поете?
– Я услышал людей, которые способны к такому исполнению. Я услышал, как поет Валерий Агафонов, у которого внутри будто бы происходит взрыв, вспышка, и романс перестает существовать как некая музыкальная форма. Он становится исповедью мятущегося, мятежного, любящего, страдающего человека. Можно сказать, что именно Агафонов «привел» меня в мир романса.
Совсем иначе исполняет романсы Евгения Смольянинова – ее исполнение, когда я столкнулся с ним впервые, стало для меня каким-то непостижимым откровением. Есть и третий вариант – Олег Погудин.
Отправлено: 17.10.17 00:00. Заголовок: Белочка пишет: А ка..
Белочка пишет:
цитата:
А как насчет современности? Каков век романса в настоящем?
Рубиновый век. После 1937 г. Можно было бы закрыть годом смерти Г.В.Свиридова (1998), но я бы пока не стал.
Белочка пишет:
цитата:
Есля я правильно поняла ,классический романс - это произведения в классическом стиле , (таких композиторов как Глинка , Прокофьев , Свиридов).
Примерно так. Если не очень вас запутаю: точнее делить на академический и неакадемический романс. А академический включает в себя старинный романс (Алябьев, Варламов, Гурилев, Булахов) и классический. А всё остальное -- неакадемический романс. Но это название неустоявшееся.
Белочка пишет:
цитата:
Все остальное - романс городской , неклассический .
Городской -- большая составная часть неакадемического (неклассического) романса. Но он этим не исчерпывается. В частности, фолк-романс не является городским. Цыганский романс не является городским. Духовный романс также не является городским.
Впервые слышу такое определение романса! Как и фолк-романса. Откуда такие названия появились?
В ходе активных исследований, которые проводит в последние годы Русское общество классического романса. Изучая большое количество материала и многие диссертации.
Полагаю, вы не в курсе и о наличии танцевальных романсов. Которые были в Российской империи со времен Алябьев и Варламова. Думаю, мало кто знает и о том, что русский классический романс вышел из немецкого романса lied (романтические песни Шуберта и Шумана на стихи Гете, Гейне, Шиллера), который в действительности пришел в Российскую империю из Парижа и на французском (!) языке.
Пример духовного романса -- "Спаси и сохрани" Евгения Крылатова. Многие духовные песнопения иеромонаха Романа также можно отнести к этой категории. Пример фолк-романса -- "Тебе одной плету венок" Виктора Панченко на стихи Сергея Есенина.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 50
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет