Продолжение
Современные дети очень рациональны. Они быстро «раскусывают» Деда Мороза, Зубную Фею. Василиса верит в сказки и волшебство?
Очень в это верит. Но тут большую роль сыграла вся история с Гарри Поттером – эта адаптация волшебства в реальную жизнь и интеграция замыслов Джоан Роулинг. Существуют две реальности у ребенка – мир бытовых и повседневных объектов и некое предчувствие волшебства, разлитого в воздухе. У Василисы это присутствует. Так что Дед Мороз у нас пока что в почете.
Вы сами читаете дочери сказки? Есть у вас такая традиция? Лично я был на это настроен. Когда она меньше была, то можно было читать эти сказки. И мы их читали. Но как только появился «Гарри Поттер»… Эта сказка стала неким мерилом. Все остальное сразу стало выглядеть либо не очень хорошо продуманным, а поэтому фальшивым, либо очень скучным. Из-за «Гарри Поттера» ей пора читать уже взрослые книги, а не детские сказки, которые пишут взрослые, относящиеся к детям как «ути-пути».
Вот, например, «Конек-Горбунок» - отличная сказка. Но современным детям ее нужно позже читать, чтобы они смогли увидеть некую удивительную ткань русского языка.
Сейчас прямолинейные фантазии уже не работают.
Чтобы история понравилась нынешним детям, в сказке должна быть связь с современностью. У «Последнего богатыря» есть эта связь.
Вот вспоминаю себя в детстве, я смотрел «Морозко», «Финист – ясный сокол», «Буратино», сказки про богатырей, слушал эти пластинки. По сути, у нас альтернативы не было. А сейчас такой масштабный разброс – и пираты, и все остальное.
Это хорошо или плохо? А это ни хорошо, ни плохо. Это современные сказки для современных детей. «Хроники Нарнии», «Гарри Поттер» – хорошие сказки. Несмотря на свою «демонизацию», в поттериане есть понятия и добра, и зла, и дружбы.
Как думаете, вашу 10-летнюю дочь зацепит сюжет «Последнего богатыря»? Пока не знаю, если честно. Вот сегодня увидим. Но я думаю, что зрителей, особенно взрослых, удивят повороты сюжета и открывшиеся по-новому персонажи русского фольклора.
Посмотрев фильм, зритель поймет - то, что было принято считать доброй силой, оказывается не такой уж и доброй. Когда Василиса видит вас на экране, не возникает ли у нее желания пойти по вашим стопам? Сейчас она ходит в кружок юных журналистов, где они готовят сюжеты на всякие животрепещущие темы, учатся держаться перед камерой, берут интервью, делают обозрения. Она больше гуманитарий, чем технарь. Чтобы Василиса стала хорошим математиком, над ней нужно стоять. Но так она справляется. Вот вчера дочь принесла «4» по математике, а остальные – пятерки.
Кстати, насчет школы. Современные дети частенько бывают жестокими и по отношению к менее симпатичным или менее общительным одноклассникам. Как вы решаете такие вопросы? На самом деле так всегда было. И вы прекрасно понимаете, что любые слова родителей – это как об стенку горох… Надо правильно погружать ребенка в саму ситуацию, пытаться предоставить возможность встать на место другого человека – либо того, над кем смеются, либо того, кто сам хихикает. Почему это может происходить? Нужно дождаться ответа от самого ребенка, выяснить, что он по этому поводу думает. Это все тонкие вещи. За всем этим стоит утверждение себя в окружающей среде, вытачивание собственной самооценки.
У детского социума очень гибкая структура. Там выстраиваются все законы иерархии, какие выстраиваются и во взрослом мире. И устанавливаются они там гораздо быстрее и гораздо жестче, чем у нас, взрослых. Природа во всех заложила необходимость «закрепиться» в жизни, необходимость осознания своего места в жизни, необходимость это самое место занять.
А эта проблема как начинается в 1 классе, как только ребенок вступает в коллектив, так и не заканчивается. Просто в определенные моменты она окрашивается то в один цвет, то в другой, то в третий. Так что просто рассуждать об этических нормах бессмысленно.
Очень много есть примеров, как в семьях священников вырастали богоборцы. Самый откровенный из них – Ницше. Я помню, как в семье у моей бабушки (а это очень воцерковленные люди, бабушка до конца своих дней пела в церковном хоре) была сестра, которая повязала красную косынку, надела кожанку и пошла всех раскулачивать.
Так что это было всегда. Только у одних это проходит легко, у других подавляется авторитарно, и они потом к 50 годам начинают вдруг проявлять себя так, что вокруг лес горит.
А ведь Василиса уже на пороге подросткового кризиса… Пока у нас все нормально. Но мы обо всем на свете беседуем, пытаемся разъяснить, объяснить, проанализировать вместе.
А вы фильтруете информационное пространство вокруг ребенка? Особо нет. Мы всегда опираемся на естественные реакции самого ребенка. Но аккаунтов в соцсетях у Василисы нет. Она знает, что это такое, умеет туда заходить.
Пару раз бывали прецеденты, когда она говорила: «Я не могу с этим справиться, меня туда тянет!» Она сама отдает себе отчет, что это большой соблазн. Тут самое главное для родителей – не запрещать просто так. Нужно объяснять, что свято место пусто не бывает: либо ты сейчас проводишь время в мире виртуального общения – ты там получишь какие-то сладкие ощущения внутри себя (сам факт общения – это некий наркотик), либо ты что-то сделаешь в сторону собственного развития.
Конечно, это не один раз говорится. И это говорится очень мягко. Все эти приказы, ультиматумы особо ни к чему не приводят. Нужно быть упорным, настойчивым и очень-очень терпеливым.
Фото: Legion-Media.ru