Завершение съемок «Белой гвардии» или «Конец света» по Булгакову
Рубрика: Столица // 06 февраля '11
Пока киношники снимали финальные сцены «Белой гвардии», разгоревшуюся в обществе дискуссию о тональности, в которой стоило бы экранизировать роман, подхватили политики И если в ближайшее время «страсти» по Булгакову не утихнут, «Белая гвардия» рискует стать самым скандальным кинопроектом года.
Как «петлюровцы» Киев брали Последний этап съемок фильма «Белая гвардия» в Киеве – на Софийской площади и в самой «Софии» – стартовал в пятницу. С 6 утра на площадке трудился технический персонал, а часам к 9 массовка, переодетая в горожан образца 1918 года, уже вовсю репетировала. Сотня человек, выстроенная по обе стороны входа в заповедник, кричит: «Слава!» и всячески приветствует входящих на площадь «петлюровцев». «Это было хорошо, – кричит в мегафон режиссер Сергей Снежкин, – но надо лучше: еще остервененнее, еще радостнее, еще визгливее!» В это время у памятника Хмельницкому строится конница полковника Козыря-Лешко – три десятка человек «под началом» Сергея Гармаша, появившегося на новой лошади (предыдущая не слушалась актера). Верного адъютанта Бойко – Артура Смольянинова – с ним уже не было: согласно сценарию, персонаж погиб, а потому актер уже улетел в Москву.
Въезд конницы под командованием полковника Козыря-Лешко на площадь. Специалистам по компьютерной графике придется «закрасить» машины и другие атрибуты современности, а полупустую площадь заполнить «цифровыми» людьми За время репетиции массовка увеличивается вдвое (нескольких мужчин просят влезть на деревья, дабы в кадре создать иллюзию давки), но это – явно не многотысячная толпа, описанная в романе. Вокруг массовки из брандспойта насыпают искусственный снег, а чуть дальше, возле пока не задействованной деревянной трибуны, лежат рулоны белой, похожей на войлок, ткани – видимо, еще один «снегозаменитель». Режиссер ругает массовку: «Женщина, вы работаете или болтаете? Чтоб я ничего не слышал!» И тут же: «Девушки, если вы будете о-очень громко кричать «Слава Петлюре! Слава Украине!», вы нам сильно поможете, ибо мы сейчас пишем чистый звук, который потом будет звучать в фильме»
Проходящие мимо киевляне на все это реагируют с интересом, но остановившись минуты на три и сфотографировав происходящее на мобильный, бегут по своим делам. Особенно людей занимает стоящая посреди площади телега с гробом, в котором, по сценарию – тело адъютанта Бойко. «Что, «Белую гвардию» снимают?» – интересуется пожилой мужчина. – Ага, власть меняется», – шутят в ответ молодые люди.
«Софию» доснимут в Петербурге На второй день съемочная группа перебазировалась на колокольню «Софии Киевской», где должны были снимать сцены, которые предваряло действо на площади. Напомним, именно для участия в них в Киев прилетел Федор Бондарчук, играющий Шполянского.
Съемки начались после 11 утра. Несмотря на снег настоящий, щедро сыпавший с неба, по второму ярусу колокольни экономно рассыпали искусственный – из огромных строительных пакетов с надписью «утеплитель». По наблюдениям «Газеты...», за полчаса ушло не менее десятка мешков. Пронизывающий ветер, правда, моментально разносил его по углам, приходилось подсыпать для каждого дубля. Кстати, кто будет смотреть фильм «Белая гвардия», обратите внимание: на этом «снегу» не остаются следы.
Игорь Верник (первый справа) и Федор Бондарчук (третий справа) сыграли в фильме Щура и Шполянского Сюжет снимали такой: звонят колокола, Бондарчук с Верником (он играет Щура) подходят к перилам второго яруса и выглядывают на площадь, за ними двое белогвардейцев несут завязанные пачки с листовками. Закончив репетицию и документальные съемки «как снималась «Белая гвардия», киношники приступили непосредственно к самому процессу.
– Проверьте, у нас флаг правильно висит? – решил уточнить на всякий случай режиссер Сергей Снежкин. – Какой цвет должен быть сверху?
– Желтый! – три «голоса из толпы».
– Синий! – еще столько же выкриков.
– При Петлюре было и так, и так, – в общем, мнения разделились.
Решили оставить как есть. Флаг, прикрепленный к ограждению колокольни, кстати, висел правильно. И, похоже, выполнял не только сюжетную функцию, но и демаскирующую: за ним не было видно проезжающих машин. Будет большой удачей и если в кадр не попадет новый офисный центр в Рыльском переулке, 4.
– Пошла фонограмма! – командует Снежкин.
И хотя в фильме будет складываться впечатление, что персонажи активно звонят в колокола, на самом деле они безмолвствовали – вибрация для «Софии» опасна. Тем более при таком количестве дублей.
Федор Бондарчук был молчалив и прекрасен. Складывалось впечатление, что если и возникает необходимость переснять дубли, то не из-за него, настолько четко он выполнял каждое движение, не замечая ни ветра, ни снега. Которые на самом деле его донимали – как только камера отключалась, он прикрывал лицо от пронизывающего ветра со снежной крупой и спешил под навес, сооруженный в свободном углу колокольни. Для других актеров наготове держали одеяла, в которые те моментально закутывались.
Кстати, есть еще одно «киношное» несоответствие реалиям. На колокольню ведет очень крутая винтовая лестница. И очень узкая – поднимаясь по ней, корреспонденты «Газеты...» не смогли разминуться с Сергеем Гармашем, сбегающим вниз. Даже не так – банально застряли, пришлось отступить на более широкий участок. При этом под курткой у него подозрительно звякнуло стекло...
– Вот именно! – бросил многозначительную фразу актер и побежал вниз.
Но мы отвлеклись. Лестница на колокольню очень крутая, даже у тренированного человека сбивается дыхание. А Бондарчук-Шполянский со товарищи, выходя дубль за дублем из-за поворота, были ни капельки не запыхавшиеся, как после неспешной прогулки по парку.
После обеда киношники продолжали снимать сцену на колокольне, только уже крупные и средние планы, явно выбившись из графика. Всего в этот день в «Софии Киевской» должны были снять минимум три сцены, для этого заповедник даже закрыли для посетителей. Но до темноты группа снимала первую сцену. Около четырех на площадку прибыл Александр Роднянский.
Кстати, как рассказали «Газете...» в администрации «Софии Киевской», особых требований съемочная группа не выдвигала. Дымовые шашки, как в Пирогово, жечь не собирались. Попросили только не расчищать снег и убрать информационные таблички. Около беседки попросили разрешения положить перевернутую телегу и разбросать сено. Но как стало известно позже, не уложившись из-за погодных условий в график, от других съемок на территории «Софии», в том числе и с перевернутой телегой, отказались. Эти сцены снимут в Санкт-Петербурге.
Как это делается
Снимают десятки, «клонируют» тысячи В съемках самой массовой сцены романа (многотысячного парада на Софийской площади) у Снежкина участвует всего несколько сотен статистов, что для современного кино – обычное дело. Раньше для съемок толпы приходилось сгонять эту самую толпу – когда бюджет позволял (к примеру, в съемках Бородинского сражения для «Войны и мира» Бондарчука-старшего участвовало 15 тыс. человек!), или пользоваться хитростями монтажа: одну и ту же сотню человек снимали с разных ракурсов, показывая крупным планом отдельные лица, выражающие общее настроение толпы, потом эти кадры перемешивали, создавая у зрителя иллюзию массовости. К примеру, именно так снимали тот же парад для «Дней Турбиных» Владимира Басова.
Чтобы создать видимость толпы в кадре, нескольких участников массовки загнали на деревья и подставки. Толпы нет. Есть маленькие кинохитрости
…А сегодня массовые сцены «дорисовываются». Впервые эту технологию во всей красе продемонстрировал «Титаник» Джеймса Кэмерона, для которого в конце 90-х студия Digital Domain разработала программное обеспечение, позволяющее снять тысячи «цифровых» людей на гибнущем корабле. Всего 40(!) человек в специальных костюмах, обвешанных датчиками для «захвата движения», сыграли пассажиров «Титаника», а затем специалисты по компьютерной графике, используя снятые с датчиков показания, «клонировали» актеров, «населив» корабль тысячами людей. Естественно, «клонов» показывали только издалека. В российском кино этой технологией пользовались создатели «9 роты», «Особо опасен», «Турецкого гамбита», «Адмирала» и других фильмов, каждый член массовки которых во время премьеры обнаруживал себя в окружении десятков и сотен собственных «клонов».Так, в массовке «…Гамбита» участвовало всего 150 человек, а в фильме показали около 5 тыс. А для подводного кладбища, показанного в «Адмирале», снимали одного-единственного каскадера (в фильме он – на переднем плане), остальных «утопленников» также дорисовали.
На самом деле
Мирослав Попович: «Булгаков писал не о борьбе русских с украинцами, а о конце света» На субботнем шоу Савика Шустера политики спорили, будет ли фильм украинофобским, а режиссер и продюсеры говорили о «высоком искусстве», убеждая, что политике в экранизации «Белой гвардии» не место – собственно то, что от них ожидали услышать. На голову выше всех в этом споре выглядел философ – академик НАНУ Мирослав Попович.
– Я очень боюсь вашего фильма, – признался Мирослав Владимирович. – Потому что в экранизациях, как правило, пропадает литературный текст: не просто язык, проза, а именно то, о чем рассказывает писатель. «Белая гвардия» – книга о Городе и его мире. И Город, в данном случае – не совсем Киев, а, скорее, Рим или даже Иерусалим. И показать его вам будет трудно без булгаковского текста – хотя бы фразы о том, что 1918 год был велик и страшен, но еще более страшным был год 1919-й. Это же не даты гражданской войны, а рамки Евангелия, которые делают «Белую гвардию» не романом о борьбе русских офицеров с украинцами, а рассказом о конце света. Вспомните хотя бы название улицы – Малопровальная: мир, в котором существуют герои, «проваливается». И эту тему Булгаков продолжал в «Театральном романе», «Мастере…» и других произведениях. Это – мистический реализм, идущий от Гоголя, украинская литературная традиция. И именно это должно быть не забыто, должно ощущаться людьми.
«Газета…»:
Мирослав Попович, без сомнения, прав, но чтобы понимать и чувствовать роман так глубоко, выходить на общечеловеческий уровень, нужно быть тонким ценителем литературы. И хотя режиссер фильма Сергей Снежкин убедил академика, что акцент в экранизации делается именно на этом, стоит все-таки подождать результата, а не верить на слово. Ведь в случае с Булгаковым нужно быть не просто талантливым режиссером/сценаристом/продюсером – нужно быть идеальным читателем (тот же Владимир Бортко, раскритикованный за фильм «Тарас Бульба», сумел снять «Мастера и Маргариту» именно так, как написано в книге – естественно, речь не идет о «тюзовском» Бегемоте и прочих технических проколах). На сегодняшний момент идеальным читателем «Белой гвардии» оказался академик Попович. И хочется надеяться, что авторы экранизации последуют его примеру.
Автор: Настасья САПЕГА, Елена МАКОВЕЦ, фото Анатолия БОЙКО
http://mycityua.com/articles/city/2011/02/06/212103.html